• Эссе
  • 4 марта 2024
  • Открытый доступ

Музыкальное искусство России начала ХХ века: Диссонансы

Аннотация

На протяжении длительного периода, охватившего более четырёх десятилетий (с конца 1880-х до начала 1930-х годов), осуществлялся переход от Классической эпохи к Модерну. В данном эссе рассматриваются характерные преломления проблемы взаимодействия классического и современного стилей в контексте конкретных исторических этапов – позднеклассического (как завершавшего эволюцию Классической эпохи) и раннесовременного (как начинавшего становление Модерна) – на материале ряда музыкальных произведений 1910-х годов: Фортепианный квинтет А. Танеева, балеты «Жар-птица» и «Петрушка» И. Стравинского, Пятая симфония Н. Мясковского, кантата «Колокола» С. Рахманинова. Кроме того, внимание уделено разработке данной проблемы в 1920-е годы: балеты «Пламя Парижа» Б. Асафьева, «Карманьола» В. Фемелиди, «Красный мак» Р. Глиэра, «Пульчинелла» И. Стравинского, Шестая симфония Н. Мясковского, где противостояние старого и нового миров достигло наивысшей точки развития. В итоге заключается, что ярко выраженное «расслоение» на два противостоящих типа жизнеощущения, присущих миру старому и миру новому, было направлено на резкую ценностную переориентацию, коренное преобразование всех сторон существования.

Источники

  1. Асафьев Б. Об опере. Л.: Музыка, 1976.
  2. Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.: Сов. композитор, 1975.
  3. И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы / сост. Л. С. Дьячкова; под общ. ред. Б. М. Ярустовского. М.: Сов. композитор, 1973.
  4. С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка / сост.: М. Г. Козлова, Н. М. Яценко. М.: Сов. композитор, 1977.
  5. С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания / сост., ред., примеч. и вступ. ст. С. И. Шлифштейна. Изд-е 2-е, доп. М.: Музгиз, 1961.
  6. Ярустовский Б. Игорь Стравинский. М.: Сов. композитор, 1969.

Информация об авторах

Демченко Александр Иванович

д. иск., проф.

Международный Центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 января 2024.
  • Опубликована: 4 марта 2024.

Ключевые слова

  • музыкальное искусство России начала ХХ века
  • оппозиция «старый мир – новый мир»
  • исход Классической эпохи
  • Модерн
  • основные позиции взаимодействия классического и современного стилей
  • Russian musical art of the early 20th century
  • opposition “the old world – the new world”
  • end of the Classical era
  • Modern
  • basic positions of interaction between classical and modern styles

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)