• Научная статья
  • 19 марта 2024
  • Открытый доступ

Проблемы формирования гитарного оркестра в свете истории и практики становления и развития исторических форм коллективного музицирования

Аннотация

Цель исследования заключается в обосновании того факта, что важными ориентирами для создания гитарного оркестра (а не расширенной группы гитаристов) стали такие стандартизированные формы как симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов. В статье представлены параметры формирования симфонических оркестров, которые также были заложены в основу гитарного оркестра; охарактеризованы исторические формы коллективного музицирования, начиная с неаполитанского оркестра, в котором гитара занимала долгое время исключительно аккомпанирующую роль; показано влияние мандолины на функционирование гитары в оркестре; определены специфические организационные характеристики любительского гитарного музицирования и профессионального гитарного оркестра. В результате, автор приходит к выводу, что на сегодняшний день репертуар для гитарного оркестра ограничен и, как правило, представлен аранжировками тех немногих произведений, которые были написаны специально для гипотетического гитарного оркестра.

Источники

  1. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / ред. C. Горчаков. М.: Музыка, 1972.
  2. Захаров А. К вопросу об истории гитары в России: Русский стиль в репертуаре семиструнной гитары // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам 13 международной научно-практической конференции. Тамбов : ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2017.
  3. Заяицкий С. Интернациональный союз гитаристов. М.: Типо-литография А. В. Васильева и Ко., 1902.
  4. Имханицкий М. О сущности русских народных инструментов и закономерностях их эволюции // Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1987. Вып. 95.
  5. Карс А. История оркестровки. М.: Музыка, 1990.
  6. Карташов А. Испанская (классическая) гитара: происхождение, эволюция, репертуар: автореферат дисс. … к.иск. Магнитогорск, 2015.
  7. Тарасов Б. Очерки по истории русского народного оркестра. М.: Пробел 2000, 2022.
  8. Якименко Н. Истоки композиторского стиля Лео Брауэра // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. №1 (22).
  9. Sparks P. The classical mandolin. Oxford University Press, 1995.

Информация об авторах

Бещетников Игорь Андреевич

Дальневосточный государственный институт искусств; Центральная детская музыкальная школа, г. Владивосток; г. Южно-Сахалинск

Домбраускене Галина Николаевна

д. иск., проф.

Дальневосточный государственный институт искусств; Морской государственнй университет имени Г.И.Невельского, г. Владивосток

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 февраля 2024.
  • Опубликована: 19 марта 2024.

Ключевые слова

  • гитарный оркестр
  • неаполитанский оркестр
  • качественное оркестровое звучание
  • формат коллективного музицирования
  • guitar orchestra
  • Neapolitan orchestra
  • high-quality orchestral sound
  • format of collective music making

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)