• Эссе
  • 6 мая 2024
  • Открытый доступ

Музыкальное искусство России начала ХХ века: Эволюция

Аннотация

Данное эссе посвящено изучению процесса развития музыкального искусства России в переходный период (1890-1920-е годы). Подробно раскрыто содержание каждого этапа (десятилетия) с учетом истолкования, смыслового наполнения и стилевого выражения рассматриваемой проблематики. В частности, на первом этапе (1890-е годы) прослеживается движение к новым горизонтам, преодолевается инерция устоявшихся этико-эстетических принципов XIX столетия. Ключевые идеи второго этапа (1900-е годы) – выдвижение героико-лирической концепции и назревший исход Классической эпохи. Третий этап (1910-е годы) был ознаменован коренными и необратимыми сдвигами во всей структуре отечественного музыкального искусства, что означало, в сущности, рождение Модерна. В рамках заключительного, четвёртого этапа (1920-е годы) характерные для музыкального искусства 1910-х годов особенности и свойства были доведены до мыслимого предела, зачастую получая гиперболизированное выражение; тем не менее последующее развитие устремлялось к постепенной стабилизации, уравновешиванию, отказу от излишеств и чрезмерностей, таким образом, намечалось движение к оптимальному жизненному ритму. В итоге начинали формироваться принципы следующего исторического периода.

Источники

  1. А. Н. Скрябин: к столетию со дня рождения. 1872-1972 / сост. С. Э. Павчинский. М.: Сов. композитор, 1973.
  2. Горелов А. Гроза над соловьиным садом. Л.: Сов. писатель, 1973.
  3. Дернова В. Гармония Скрябина. Л.: Музыка, 1968.
  4. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М.: Музыка, 1973.
  5. М. П. Мусоргский и музыка XX века / ред.-сост.: Г. Л. Головинский. М.: Музыка, 1990.
  6. Раабен Л. Камерно-инструментальная музыка первой половины XX века. Л.: Сов. композитор, 1986.
  7. Рубцова В. Александр Николаевич Скрябин. М.: Музыка, 1989.
  8. Сергей Прокофьев. 1891-1991. Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания / сост.: М. Тараканов. М.: Сов. композитор, 1991.
  9. Стравинский – публицист и собеседник / сост.: В. М. Варунц. М.: Сов. композитор, 1988.

Информация об авторах

Демченко Александр Иванович

д. иск., проф.

Международный Центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 марта 2024.
  • Опубликована: 6 мая 2024.

Ключевые слова

  • музыкальное искусство России начала ХХ века
  • рождение Модерна
  • исход Классической эпохи
  • оппозиция «старый мир – новый мир»
  • эволюция в музыкально-художественном процессе
  • Russian musical art of the early 20th century
  • birth of the Modern
  • end of the Classical era
  • opposition “the old world – the new world”
  • evolution in the musical and artistic process

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)