• Научная статья
  • 3 июля 2024
  • Открытый доступ

Эпизод взвешивания душ на Страшном суде в западноевропейском средневековом искусстве

Аннотация

Цель исследования – выявить ключевые моменты в эволюции эпизода взвешивания душ на Страшном суде в западноевропейском средневековом искусстве. В статье рассматриваются художественные произведения на данную тематику в раннем Средневековье, в романском и готическом стилях, а также в творчестве художников Северного и Южного Возрождения. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проводится классификация разных видов изображений эпизода взвешивания душ. В результате сделаны выводы об основных этапах эволюции данного эпизода в западноевропейском искусстве, об изменениях в его восприятии на протяжении Средних веков.

Источники

  1. Афиногенова О. Н. Культ архангела Михаила в Византийской империи: специальность 07.00.03 «Всеобщая история (соответствующего периода)»: автореферат д. … к. и. н. М., 2008.
  2. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М.: Искусство, 1989.
  3. Добиаш-Рождественская О. А. Культ св. Михаила в латинском средневековье. V-XIII в. Петроград: Экон. типо-лит., 1917.
  4. Дюби Ж. Время соборов: Искусство и общество 980-1420 годов / пер. с фр. М. Ю. Рожновой, О. Е. Ивановой; коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Ладомир, 2002.
  5. Забродина Е. А. Визуальные проявления гнева, страха и некоторых других трагических эмоций в алтарной живописи Нидерландов и Германии XV - начала XVI вв. // Артикульт. 2020. № 3 (39).
  6. Лаврентьева Е. В. Мозаики собора Санта Мария Ассунта в Торчелло в контексте искусства византийского мира рубежа XI-XII вв. Иконография и стиль: д. … к. иск., 2014.
  7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / пер с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; послесл. А. Я. Гуревича. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
  8. Лукичева К. Л. Проблема визуализации смысла сакральных текстов в романском искусстве (на примере рельефов храма Сен Трофим в Арле) // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2008. № 10.
  9. Пильгун А. В. Адская пасть в латинских визионерских текстах и средневековых рукописных миниатюрах // Люди и тексты. Исторический альманах. 2022. № 15.
  10. Темкин В. А. Мотив наказания грешников в изобразительном искусстве романского стиля // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023a. № 3 (871).
  11. Темкин В. А. Мотив наказания грешников в культуре и искусстве французской готики // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023b. № 7 (875).
  12. Темкин В. А. Основные тенденции в трактовке образа Спасителя в романской скульптуре Франции // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 3 (792).
  13. Brandon S. G. F. The Weighing of the Soul // Myths and symbols. Studies in honor of Mircea Eliade / edited by J. M. Kitagawa and Ch. H. Long. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1969.
  14. Christe Y. Jugements derniers. Saint-Leger-Vauban, Zodiaque, 1999.
  15. Mâle E. L’art religieux du XII siècle en France: étude sur les origines de l'iconographie du moyen âge. Paris: Armand Colin, 1922.

Информация об авторах

Шкурат Петр Александрович

к. и. н.

Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Орлов Игорь Иванович

д. иск.

Липецкий государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 18 мая 2024.
  • Опубликована: 3 июля 2024.

Ключевые слова

  • иконография Страшного суда
  • романский стиль
  • готический стиль
  • эпоха Возрождения
  • взвешивание душ
  • iconography of the Last Judgment
  • Romanesque style
  • Gothic style
  • Renaissance
  • episode of weighing souls

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)