• Научная статья
  • 25 июля 2024
  • Открытый доступ

«Пропевень о проросли мировой» Бориса Филановского: музыкальное прочтение поэмы Павла Филонова

Аннотация

Статья посвящена анализу вокально-симфонического творчества Б. Филановского. Цель исследования – раскрыть особенности композиторского письма на примере сочинения «Пропевень о проросли мировой». В статье отмечается, что в основе музыкальной композиции лежит поэтический первоисточник – поэма Павла Филонова. Научная новизна обусловлена тем фактом, что «Пропевень о проросли мировой» Бориса Филановского впервые рассматривается в аспекте взаимодействия литературной основы и техник композиторского письма. Впервые сочинение Б. Филановского специально исследуется комплексно с точки зрения жанровой специфики, стилевых черт, технических особенностей исполнения. На основе поэтического произведения Б. Филановский, сохраняя классический тип оратории, сложившийся в творчестве Г. Ф. Генделя и И. С. Баха, с номерной структурой, создает сложнейшую вокально-симфоническую композицию, насыщенную новаторскими исполнительскими приемами. В результате исследования обосновывается тот факт, что рассматриваемое хоровое сочинение становится важнейшим в контексте вокально-симфонического творчества композитора.

Источники

  1. Бавильский Д. В. Беседы с современными композиторами. СПб.: Изд. Ивана Либаха, 2014.
  2. Боулт Дж. Э. Павел Филонов и русский модернизм // Боулт Дж. Э., Мислер Н. Филонов. Аналитическое искусство. М.: Советский художник, 1990. http://www.raruss.ru/avant-garde/page-rag2/2461-propieven-o-prorosli-mirovoi.html
  3. Боулт Дж. Э., Мислер Н. Филонов. Аналитическое искусство. М.: Советский художник, 1990.
  4. Высоцкая М. С., Григорьева Г. В. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну: учебное пособие. Изд-е 2-е, испр., доп. М.: Московская консерватория, 2014.
  5. Ершов Г. Ю. П. Н. Филонов. Проблемы историографии, мировоззрения и творческого метода: дисс. … к. иск. СПб., 1999.
  6. Ершов Г. Ю. Художник мирового расцвета: Павел Филонов. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2023.
  7. Кошкарева Н. В. Хоровая композиция в современной отечественной музыке: дисс. … к. иск. М., 2007.
  8. Красицкий С. Р. Поэзия русского футуризма. СПб.: Академический Проект, 1999.
  9. Махов Н. М. Павел Филонов. Ранний период творчества. «Мировый расцвет» под знаком Апокалипсиса // Искусствознание. 2014. № 3-4.
  10. Мосякин А. Г. Страсти по Филонову. Сокровища, спасенные для России. СПб.: Амфора, 2014.
  11. Пронина И. А. Филонов Павел Николаевич // Энциклопедия русского авангарда. 2012. https://rusavangard.ru/online/biographies/filonov-pavel-nikolaevich/
  12. Слонимский С. М. Раздумья о третьем авангарде и путях современной музыки. Заметки композитора. СПб.: Композитор, 2014.
  13. Черницов М. А. Идея художественного синтеза в литературных произведениях и теоретических трудах художников русского авангарда первой трети XX века: В. В. Кандинский, П. Н. Филонов, К. С. Малевич: дисс. … к. филол. н. Магнитогорск, 2002.
  14. Чудасов И. В. Эволюция форм русской комбинаторной поэзии XX века: автореф. дисс. … к. филол. н. Астрахань, 2009.

Информация об авторах

Красов Владимир Владимирович

к. иск., доц.

Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 июня 2024.
  • Опубликована: 25 июля 2024.

Ключевые слова

  • Б. Филановский
  • П. Филонов
  • вокально-симфоническое творчество
  • оратория
  • музыкальная композиция
  • исполнительские приемы
  • B. Filanovsky
  • P. Filonov
  • vocal and symphonic creativity
  • oratorio
  • musical composition
  • performing techniques

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)