• Научная статья
  • 21 августа 2024
  • Открытый доступ

Репрезентация образов классической живописи в рекламном продукте как форма диалога элитарной и массовой культур (на примере рекламной кампании 2008 г. концерна Volkswagen AG)

Аннотация

Цель исследования – проанализировать рекламный продукт (постер) 2008 г. автоконцерна Volkswagen AG (отсылающий к произведениям С. Дали) в контексте диалога элитарной и массовой культур, выявить способы привлечения внимания потребителя к достоинствам предлагаемого продукта посредством обращения к претексту культуры, а также рассмотреть особенности репрезентации образов классической живописи в рекламе. В статье рассмотрены особенности культурного диалога в процессе творческой интерпретации художником по рекламе К. Чудинским сюжетов и образов живописных шедевров С. Дали – «Постоянство памяти» и «Антропоморфный шкафчик», а также различные интенциональные средства воздействия на реципиента посредством рекламного продукта. Научная новизна работы обусловлена тем, что анализ рекламного материала, отсылающего к культурным артефактам прошлого, позволяет рассмотреть основные приемы вовлечения потребителя в диалог с наследием Дали с целью формирования интереса к предлагаемому товару; показать способы манипулятивного воздействия рекламы на реципиента посредством игры с претекстом культуры; выявить специфику диалога элитарной и массовой культур как результат творческого взаимодействия современного художника-дизайнера с классическим искусством. Кроме этого, рассматриваемый рекламный продукт ранее не оказывался в центре внимания исследователей. В результате исследования установлено, что благодаря различным средствам репрезентации образов классической живописи в рекламной кампании 2008 г. концерна Volkswagen AG рекламодатель, во-первых, стимулирует интерес потребителя к своему продукту, используя образный строй произведений Дали. Такой прием позволяет удовлетворить эстетические потребности покупателя и убедить в том, что товар заслуживает внимания. Во-вторых, предлагаемая художником-дизайнером трактовка сюжета классической живописи в рекламном продукте позволяет «продавать» определенный образ жизни человека, мечту, которая может осуществиться при условии покупки. Произведение искусства дает возможность потребителю поверить в то, что предлагаемый товар предназначен именно ему. В-третьих, эффект рекламного слогана («Абсурдно низкое потребление топлива»), пропагандирующего принцип разумного потребления, усиливается за счет использования претекста культуры, который призван напоминать о том, что покупатель, будучи человеком цивилизованным, несет ответственность за деятельность, изменяющую окружающий мир. В-четвертых, творчески осмысливая художественное наследие прошлого, создатель рекламы не только побуждает потребителя приобрести товар, но и пробуждает интеллектуальный интерес к шедеврам живописи, включая реципиента в диалог элитарной и массовой культур. Основными средствами репрезентации образов классической живописи в рекламе, позволяющими современному художнику творчески взаимодействовать с классическим наследием, являются модификации локуса объекта, игра с претекстом культуры, ирония, символизация художественного пространства рекламного продукта, аллюзия.

Источники

  1. Батракова С. П. Сальвадор Дали: игры всерьез «я буду гением» // Искусствознание. 2009. № 1-2.
  2. Веревкина Ю. О. Немецкие рекламные поликодовые тексты: герменевтический подход: автореф. дисс. … к. филол. н. Самара, 2010.
  3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
  4. Гаман Р. Эстетика. М., 1913.
  5. Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем. М.: СВАРОГ, 1996.
  6. Заховаева А. Г. Смысл и бессмыслица экзистенциального сюрреализма Сальвадора Дали и Рене Магритта в понимании человека // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74).
  7. Перелыгина Е. М. Герменевтический подход к оценке эффективности текстов рекламы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2009. № 4.
  8. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: КАНОН-Пресс-Ц; Кучково пол, 2002.
  9. Туовила Ю. О. Герменевтика как способ интерпретации рекламных текстов (на материале печатных журналов ФРГ): монография. Самара: Изд-во СГАУ, 2015.
  10. Grobelny J., Michalsk R. The Role of Background Color, Interletter Spacing, and Font Size on Preferences in the Digital Presentation of a Product // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 43.

Информация об авторах

Волкова Виктория Борисовна

д. филол. н., доц.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 июля 2024.
  • Опубликована: 21 августа 2024.

Ключевые слова

  • рекламный продукт
  • герменевтический подход
  • концерн Volkswagen AG
  • С. Дали
  • К. Чудинский
  • advertising product
  • hermeneutic approach
  • Volkswagen AG
  • S. Dali
  • K. Chudinskiy

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)