• Научная статья
  • 26 августа 2024
  • Открытый доступ

Образовательная деятельность подразделений Отдельного Кавказского корпуса в контексте политики по включению Кавказа в общеимперское пространство (первая половина XIX века)

Аннотация

Цель исследования – выявление сущности и специфики образовательной деятельности подразделений Отдельного Кавказского корпуса в системе деятельности российских властей по включению Кавказа в общеимперское пространство. В статье рассматривается образовательная деятельность и образовательная политика частей и подразделений российской армии, дислоцированных на Кавказе. Образование представителей горских народов рассматривалось российскими властями как один из инструментов распространения российской власти в кавказском регионе через трансляцию общеимперских ценностей. Попутно осуществлялась подготовка кадров для армии и сферы регионального управления. Научная новизна исследования состоит в том, что в качестве субъектов образовательной деятельности выступают в первую очередь воинские подразделения, являвшиеся организаторами образовательных учреждений; образовательная деятельность рассмотрена в системе взаимоотношений российских властей с местными народами на фоне Кавказской войны. В результате исследования установлено, что школы для местного населения сыграли значимую роль в приобщении горских народов Северного Кавказа к русской культуре и образованию, способствуя формированию первых поколений национальной интеллигенции и укреплению взаимопонимания между Россией и Кавказом. Образовательная деятельность стала одной из технологий не только укрепления российской власти в кавказском регионе, но и включения его в цивилизационное пространство Российской империи.

Источники

  1. Айларова С. А. О военной просветительской интеллигенции Северного Кавказа XIX в. // Истоки и традиции русско-северокавказского боевого содружества в дореволюционном прошлом (формы, характер, исторические последствия): материалы региональной конференции. Грозный, 1990.
  2. Айларова С. А. Общественная мысль народов Северного Кавказа в XIX веке: культурно-исторические проблемы модернизации. Владикавказ, 2003.
  3. Блиев М. М. Россия и горцы Большого Кавказа: на пути к цивилизации. М.: Мысль, 2004.
  4. Кавказ в сердце России / ред.: В. И. Десятерик, В. В. Дементьев. М., 2000.
  5. Кошев М. А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX – начале XX века. Нальчик, 1991.
  6. Краснов М. Д. Просветители Кавказа // Труды Ставропольской учёной архивной комиссии. Ставрополь, 1913.
  7. Покровский М. В. Из истории адыгов в конце XVIII – первой половине XIX века. Социально-экономические очерки. Краснодар, 1989.
  8. Россия и Кавказ – сквозь два столетия / отв. ред. Г. Г. Лисицына, Я. И. Гордин. СПб., 2001.
  9. Хашегульгов Б. В., Сагаев Р. Л. «Он любил свой народ…» // Приязни добрые плоды / под ред. В. Б. Виноградова, С. Н. Лукаша. Армавир, 2008.
  10. Шнайдер В. Г. Россия и Северный Кавказ в дореволюционный период: особенности интеграционных процессов. М., 2005.

Информация об авторах

Герман Роман Эдуардович

к. ист. н., доц.

Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета в г. Ставрополе; Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 июля 2024.
  • Опубликована: 26 августа 2024.

Ключевые слова

  • образовательная деятельность
  • Отдельный Кавказский корпус
  • просвещение
  • народы Кавказа
  • учебные заведения
  • educational activities
  • Separate Caucasus Corps
  • enlightenment
  • peoples of the Caucasus
  • educational institutions

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)