• Научная статья
  • 27 сентября 2024
  • Открытый доступ

Хоровая фактура в кантатно-ораториальном творчестве Рувима Пергамента

Аннотация

Цель работы – привлечь внимание исполнителей и исследователей к богатому и малоизученному пласту хоровой музыки, созданной в Республике Карелия, в частности – к произведениям Рувима Самуиловича Пергамента (1906-1965), с чьим именем связаны первые опыты работы с хоровой фактурой в кантатно-ораториальном жанре. Методика анализа хоровой фактуры остается одной из спорных областей в современном музыкознании и значительно изменяется при изучении хоровой музыки ХХ века. Анализ хоровой фактуры в произведениях Пергамента проведен согласно актуальным методическим подходам, представленным в работах П. Левандо, Д. Храмова, Н. Васильевой, А. Рыжинского, Н. Телковой. Научная новизна работы заключается в том, что большинство кантатно-ораториальных сочинений композиторов Советской Карелии остаются практически неизвестными ни исполнителям, ни слушателям, ни исследователям, поскольку представляют собой автографы рукописей и фрагменты, хранящиеся в архиве рукописных нот Национальной библиотеки Республики Карелия. В результате исследования тембровой, тканевой и драматургической сторон жизни хоровой фактуры произведений композитора выявлены стилевые особенности и композиционные решения, которые демонстрируют не только приближенность к творчеству Н. Римского-Корсакова, а в отдельных сочинениях – даже параллели с почерком Р. Вагнера, но и высокую интенсивность эволюции творческого почерка Пергамента.

Источники

  1. Васильева Н. Э. Хоровое творчество Альфреда Шнитке: проблема фактуры: автореф. дисс. … к. иск. СПб., 2000.
  2. Воробьев И. С. Соцреалистический «большой стиль» в советской музыке (1930-1950-е годы). Исследование. СПб.: Композитор, 2013.
  3. Красковская Т. В. Кантатно-ораториальное творчество композиторов Советской Карелии (1920-1980-е годы): автореф. дисс. … к. иск. Петрозаводск, 2016.
  4. Красникова Т. Н. Фактура в музыке ХХ века: автореф. дисс. … д. иск. М., 2010.
  5. Левандо П. П. Хоровая фактура. Л.: Музыка, 1984.
  6. Рыжинский А. С. Хоровое творчество Арнольда Шенберга: автореф. дисс. … к. иск. М., 2008.
  7. Семенюк В. О. Заметки о хоровой фактуре. М., 2000.
  8. Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке: художественные возможности. Структура. Функции. М.: Музыка, 1985.
  9. Телкова Н. С. Хоровая додекафония Антона Веберна. М.: Музиздат, 2008.
  10. Храмов Д. Ю. Хор в музыкальных драмах Рихарда Вагнера. М.: Композитор, 2008.

Информация об авторах

Красковская Татьяна Викторовна

к. иск.

Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 августа 2024.
  • Опубликована: 27 сентября 2024.

Ключевые слова

  • хоровая фактура
  • кантатно-ораториальное творчество
  • хоровая музыка Советской Карелии
  • Рувим Пергамент
  • choral texture
  • cantata-oratorio works
  • choral music of Soviet Karelia
  • Ruvim Pergament

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)