• Научная статья
  • 7 октября 2024
  • Открытый доступ

Вокальная элегия в творчестве композиторов «Могучей кучки»

Аннотация

Цель исследования – обосновать возможность создания и исполнения вокальных элегий в эстетической культуре интеллигентских и композиторских музыкальных кружков России середины XIX века. В статье рассмотрены романсы Ц. Кюи, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова и А. Бородина. Научная новизна работы обусловлена тем, что анализ романсов отечественными искусствоведами до настоящего времени проводился в условиях практического отсутствия определения жанра элегии. Элегия, ведущая своё начало от похоронных песнопений и имеющая конкретные признаки, в начале XIX века была подменена искусствоведами на достаточно расплывчатый жанр, имеющий в своей основе название В. Белинского «грустная песня». Непременные поиски искусствоведами элегий среди самых различных романсов, имеющих в своей основе содержание, близкое к «светской беседе» с элементами разочарования в любви и грусти как главного эмоционального состояния в самых различных романсах, приводят исследователей к довольно спорным результатам, что приносит большое неудобство главным участникам культурного пространства – исполнителям – и вызывает ряд вопросов. Обыкновенно такие выводы делаются на основе анализов поэтического и нотного текстов, но за их пределами остается главная тема: место элегии как звучащего жанра в русской музыкальной культурной жизни середины XIX века. Научной новизной настоящей статьи является рассмотрение романсов композиторов «Могучей кучки» с точки зрения авторского определения жанра элегии как «трагического монолога» и возможности его существования в рамках эстетической платформы интеллигентских и композиторских музыкальных кружков среды композиторов-кучкистов. Такая практика представляется весьма полезной для отечественного музыкознания с точки зрения рассмотрения отечественной камерно-вокальной музыки под углом выявленных признаков элегии. В результате исследования установлено, что в отличие от распространенного в отечественном музыковедении мнения о наличии большого числа вокальных элегий в творчестве композиторов-кучкистов, жанр элегии как имеющий генетический фундамент скорбного песнопения несовместим с привычным местом существования камерно-вокальной музыки и является исключительной редкостью.

Источники

  1. Асафьев Б. В. Русский романс // Асафьев Б. В. Русская музыка. ХIХ и начало XX века. Л.: Музыка, 1979.
  2. Бройтман С. Н. Историческая поэтика // Теория литературы: учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. Т. 2.
  3. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс ХIХ века. М.: Издательство Академии наук СССР, 1956.
  4. Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры «Элегическая школа». СПб.: Наука, 1994.
  5. Григорьян К. Н. «Ультраромантический род поэзии» (из истории русской элегии) // Русский романтизм: сборник статей. Л.: Наука, 1978.
  6. Гуковский Г. А. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века / общ. ред. и вступ. статья В. М. Живова. М.: Языки русской культуры, 2001.
  7. Долгушина М. Г. Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой: дисс. … д. иск. Вологда, 2010.
  8. Дурандина Е. Е. Вокальное творчество Мусоргского. М.: Музыка, 1985.
  9. Дурандина Е. Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX-XX веков: историко-стилевые аспекты: исследование. М.: РАМ им. Гнесиных, 2005.
  10. Кандинский А. А. История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 1979. Т. 2. Вторая половина XIX века. Кн. 2. Римский-Корсаков.
  11. Маричева И. В. Элегия и элегичность в русской музыке XIX века: дисс. … д. иск. Магнитогорск, 2010.
  12. Пилипенко Н. В. О чуде русской элегичности // Музыкальная академия. 2000. № 1.
  13. Соловцов А. А. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1984.
  14. Степанидина О. Д. Русская камерно-вокальная культура ХIХ века: трансформация жанра романса и проблемы исполнительства: монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2016.
  15. Степанидина О. Д., Войнова Д. В. Жанр элегии в русской камерно-вокальной культуре конца XVIII – первой половины XIX в. // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 4 (22).
  16. Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М.: Наука, 1973.
  17. Хвоина О. Б. Камерно-вокальные жанры России пушкинской поры: к проблеме романтизма в русской музыке: дисс. … д. иск. М., 1994.
  18. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1969.

Информация об авторах

Степанидина Ольга Дмитриевна

к. иск., доц.

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Войнова Дарья Викторовна

к. иск.

Детская музыкальная школа для одаренных детей имени Л. И. Шугома при Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 сентября 2024.
  • Опубликована: 7 октября 2024.

Ключевые слова

  • жанр элегии
  • грустный лирический романс
  • камерно-вокальное исполнительство
  • русская музыкальная культура
  • genre of elegy
  • sad lyrical romance
  • chamber vocal performance
  • Russian musical culture

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)