Вокальная элегия в творчестве композиторов «Могучей кучки»
Аннотация
Цель исследования – обосновать возможность создания и исполнения вокальных элегий в эстетической культуре интеллигентских и композиторских музыкальных кружков России середины XIX века. В статье рассмотрены романсы Ц. Кюи, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова и А. Бородина. Научная новизна работы обусловлена тем, что анализ романсов отечественными искусствоведами до настоящего времени проводился в условиях практического отсутствия определения жанра элегии. Элегия, ведущая своё начало от похоронных песнопений и имеющая конкретные признаки, в начале XIX века была подменена искусствоведами на достаточно расплывчатый жанр, имеющий в своей основе название В. Белинского «грустная песня». Непременные поиски искусствоведами элегий среди самых различных романсов, имеющих в своей основе содержание, близкое к «светской беседе» с элементами разочарования в любви и грусти как главного эмоционального состояния в самых различных романсах, приводят исследователей к довольно спорным результатам, что приносит большое неудобство главным участникам культурного пространства – исполнителям – и вызывает ряд вопросов. Обыкновенно такие выводы делаются на основе анализов поэтического и нотного текстов, но за их пределами остается главная тема: место элегии как звучащего жанра в русской музыкальной культурной жизни середины XIX века. Научной новизной настоящей статьи является рассмотрение романсов композиторов «Могучей кучки» с точки зрения авторского определения жанра элегии как «трагического монолога» и возможности его существования в рамках эстетической платформы интеллигентских и композиторских музыкальных кружков среды композиторов-кучкистов. Такая практика представляется весьма полезной для отечественного музыкознания с точки зрения рассмотрения отечественной камерно-вокальной музыки под углом выявленных признаков элегии. В результате исследования установлено, что в отличие от распространенного в отечественном музыковедении мнения о наличии большого числа вокальных элегий в творчестве композиторов-кучкистов, жанр элегии как имеющий генетический фундамент скорбного песнопения несовместим с привычным местом существования камерно-вокальной музыки и является исключительной редкостью.
Источники
- Асафьев Б. В. Русский романс // Асафьев Б. В. Русская музыка. ХIХ и начало XX века. Л.: Музыка, 1979.
- Бройтман С. Н. Историческая поэтика // Теория литературы: учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. Т. 2.
- Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс ХIХ века. М.: Издательство Академии наук СССР, 1956.
- Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры «Элегическая школа». СПб.: Наука, 1994.
- Григорьян К. Н. «Ультраромантический род поэзии» (из истории русской элегии) // Русский романтизм: сборник статей. Л.: Наука, 1978.
- Гуковский Г. А. Ранние работы по истории русской поэзии XVIII века / общ. ред. и вступ. статья В. М. Живова. М.: Языки русской культуры, 2001.
- Долгушина М. Г. Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой: дисс. … д. иск. Вологда, 2010.
- Дурандина Е. Е. Вокальное творчество Мусоргского. М.: Музыка, 1985.
- Дурандина Е. Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX-XX веков: историко-стилевые аспекты: исследование. М.: РАМ им. Гнесиных, 2005.
- Кандинский А. А. История русской музыки: в 10 т. М.: Музыка, 1979. Т. 2. Вторая половина XIX века. Кн. 2. Римский-Корсаков.
- Маричева И. В. Элегия и элегичность в русской музыке XIX века: дисс. … д. иск. Магнитогорск, 2010.
- Пилипенко Н. В. О чуде русской элегичности // Музыкальная академия. 2000. № 1.
- Соловцов А. А. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества. М.: Музыка, 1984.
- Степанидина О. Д. Русская камерно-вокальная культура ХIХ века: трансформация жанра романса и проблемы исполнительства: монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2016.
- Степанидина О. Д., Войнова Д. В. Жанр элегии в русской камерно-вокальной культуре конца XVIII – первой половины XIX в. // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 4 (22).
- Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М.: Наука, 1973.
- Хвоина О. Б. Камерно-вокальные жанры России пушкинской поры: к проблеме романтизма в русской музыке: дисс. … д. иск. М., 1994.
- Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1969.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 сентября 2024.
- Опубликована: 7 октября 2024.
Ключевые слова
- жанр элегии
- грустный лирический романс
- камерно-вокальное исполнительство
- русская музыкальная культура
- genre of elegy
- sad lyrical romance
- chamber vocal performance
- Russian musical culture
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»