• Научная статья
  • 5 декабря 2024
  • Открытый доступ

Дилеммы цифровизации в культурной парадигме образования: аксиологический контекст

Аннотация

В процессе цифровизации образования формируется ряд трудноразрешимых дилемм, связанных с аксиологическими и этическими противоречиями новой культурной парадигмы образования. Цель статьи – аксиологическая интерпретация дилемм цифровизации образования. В статье анализируются современные философские исследования по проблеме цифровизации образования, что позволяет выделить характерные дилеммы цифровизации. Подчеркнуто, что эти дилеммы могут быть рассмотрены в контексте аксиологии, что поможет выявить ценности, актуальные для современного процесса культурных трансформаций образования в цифровом пространстве. Научная новизна статьи заключается в определении дилемм цифровизации образования и их анализе в аксиологическом контексте. В результате обозначаются возможные конфликты ценностей в области цифровизации образования, определяются перспективы разрешения дилемм цифровизации.

Источники

  1. Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Захарова У. С., Терентьев Е. А. Преподаватели российских вузов в условиях пандемийной цифровизации: между автономией и контролем // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3 (163). https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1985
  2. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Цифровизация в системе высшего образования: социологический анализ // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 8. https://doi.org/10.20339/AM.08-21.016
  3. Боуэн У. Г. Высшее образование в цифровую эпоху / пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018.
  4. Валеева Г. В. Этические проблемы цифровизации высшего образования (аналитический обзор современных исследований) // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2021. № 2 (38).
  5. Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика. 1808-1811 // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2 т. М.: Мысль, 1971. Т. 2.
  6. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Румянцев М. В., Дадашева В. А., Ефимов А. В. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад / под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012.
  7. Марков Б. В., Волкова С. В. Образование в цифровую эпоху: опыт философского осмысления // Непрерывное образование: XXI век. 2020. Вып. 3 (31).
  8. Мартынова М. Д. Дилеммы «цифрового доверия» и их влияние на нравственное развитие личности в контексте становления «цифрового образования» // XI международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2019. К грядущему цифровому обществу. Опыт этического прогнозирования (100 лет со дня рождения Д. Белла – 1919-2019)» (Санкт-Петербургский государственный университет, 21-23 ноября 2019 г.): материалы конференции / отв. ред. В. Ю. Перов. СПб.: ООО «Сборка», 2019.
  9. Розин В. М. Образование в условиях модернизации и неопределенности. М.: URSS; ЛИБРОКОМ, 2013.
  10. Розин В. М. Образование в эпоху Интернета и индивидуализации (побудка-самоопределение в помощь тьютору). М.: Новый хронограф, 2020.
  11. Розин В. М. Тьюторское образование: смысл, содержание и место в трансформирующемся современном образовании // Современное образование. 2022. № 4. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2022.4.39573
  12. Согомонов А. Ю. Цифровая этика для цифрового образования // Ведомости прикладной этики. 2021. № 58.
  13. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
  14. Храпов С. А., Баева Л. В. Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативно-образовательной среды // Вопросы философии. 2021. № 4. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-4-17-26
  15. Шишкова А. В. Цифровая этика в современном образовательном процессе // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 2.
  16. Floridi L. The Ethics of Information. Oxford: Oxford University Press, 2013.
  17. Floridi L. The Fourth Revolution – How the Infosphere Is Reshaping Human Reality. Oxford: Oxford University Press, 2014.
  18. Floridi L. The Philosophy of Information. Oxford: Oxford University Press, 2011.

Информация об авторах

Назарова Юлия Владимировна

д. филос. н., проф.

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 октября 2024.
  • Опубликована: 5 декабря 2024.

Ключевые слова

  • цифровизация образования
  • философия ценностей
  • моральная дилемма
  • этика образования
  • конфликты ценностей
  • education digitalization
  • philosophy of values
  • moral dilemma
  • education ethics
  • value conflicts

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)