• Научная статья
  • 10 декабря 2024
  • Открытый доступ

Китайское фортепианное искусство в эпоху «культурной революции»: история изучения в России

Аннотация

Цель исследования – показать исторический ход осмысления российской наукой развития фортепианного искусства Китая в период «культурной революции». Подобное исследование проводится впервые, что обусловило его научную новизну. Констатируется, что за несколько десятилетий изучения соответствующего процесса российское музыковедение достигло в этом значительного прогресса. В то же время доказывается, что предметом исследования явились далеко не все важные события «культурной революции», а также то, что творчество композиторов Китая тех лет изучено лишь фрагментарно. Утверждается необходимость более глубокого анализа общих причин катастрофического положения, в котором оказалось пианистическое искусство КНР. Результатом исследования стало выявление направлений дальнейших научных поисков в данной сфере.

Источники

  1. Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики: дисс. … д. иск. Новосибирск, 2015.
  2. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: дисс. … к. иск. СПб., 1994.
  3. Виноградова Е. В., Желоховцев А. Н. Китайская музыка // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 2.
  4. Гайдай П. В. Фортепианная культура Китая: пути становления национальной школы: монография. Чита: ЗабГУ, 2016.
  5. Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. М.: Сов. композитор, 1985.
  6. Каменская Е. В. Образы «Культурной революции» в Китае на страницах «Литературной газеты» второй половины 1960-х гг. // Человек в мире культуры. 2017. № 4.
  7. Морозов Ю. А., Ван П., Суздалева Т. Р. «Культурная революция» в Китае: взгляд китайских и российских исследователей // Этносоциум. 2021. № 8 (158).
  8. Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков: дисс. … к. иск. Ростов н/Д, 2011.
  9. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: дисс. … к. иск. СПб., 2008.
  10. Цзэн Яо. Гу Шэнин и ее значение для китайской фортепианной школы // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сборник научных трудов XVIII международной научно-практической конференции / ред.-сост. Н. И. Верба, науч. ред. Р. Г. Шитикова. СПб.: Астерион, 2023.
  11. Цинь Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуаньжэнь и У Цзуцян: три лика современного музыкального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности): дисс. … к. иск. СПб., 2013.
  12. Цю Нин. Роль творчества Инь Чэнцзуна в развитии китайского фортепианного искусства // Современное педагогическое образование. 2022. № 1.
  13. Цюй Ва. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в контексте фортепианной музыки ХХ века: дисс. … к. иск. Н. Новгород, 2015.
  14. Kraus R. Pianos and Politics in China. N. Y. – Oxford: Oxford University Press, 1989.
  15. 卞萌. 中国钢琴文化之形成与发展. 北京, 1996年 (Бянь Мэн. Становление и развитие китайской фортепианной культуры. Пекин, 1996).
  16. 梁茂春. 让音乐史研究深入下去—浅谈“文革”音乐研究 // 音乐艺术.上海音乐学院学报. 2006年. 04期 (Лян Маочунь. Пусть изучение истории музыки станет глубже: введение в изучение музыки Культурной революции // Музыкальное искусство: журнал Шанхайской консерватории. 2006. № 4).
  17. 常爱玲. 中国钢琴艺术史研究. 山东: 山东教育出版社, 2010年 (Чан Айлин. Исследования истории китайского фортепианного искусства. Шаньдун: Shangdong Education Press, 2010).
  18. 储望华.《黄河》钢琴协秦曲是怎样诞生的? // 人民音乐. 1995 年. 第05 期 (Чу Ванхуа. Как родился фортепианный концерт «Хуанхэ»? // Народная музыка. 1995. № 5).

Информация об авторах

Айзенштадт Сергей Абрамович

д. иск., проф.

Дальневосточный государственный институт искусств; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Владивосток; г. Санкт-Петербург

Дин Линминь

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 ноября 2024.
  • Опубликована: 10 декабря 2024.

Ключевые слова

  • культурная революция
  • китайское фортепианное искусство
  • китайское музыковедение
  • Инь Чэнцзун
  • Лю Шикунь
  • Cultural Revolution
  • Chinese piano art
  • Chinese musicology
  • Yin Chengzong
  • Liu Shikun

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)