Китайское фортепианное искусство в эпоху «культурной революции»: история изучения в России
Аннотация
Цель исследования – показать исторический ход осмысления российской наукой развития фортепианного искусства Китая в период «культурной революции». Подобное исследование проводится впервые, что обусловило его научную новизну. Констатируется, что за несколько десятилетий изучения соответствующего процесса российское музыковедение достигло в этом значительного прогресса. В то же время доказывается, что предметом исследования явились далеко не все важные события «культурной революции», а также то, что творчество композиторов Китая тех лет изучено лишь фрагментарно. Утверждается необходимость более глубокого анализа общих причин катастрофического положения, в котором оказалось пианистическое искусство КНР. Результатом исследования стало выявление направлений дальнейших научных поисков в данной сфере.
Источники
- Айзенштадт С. А. Фортепианные школы стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Япония). Проблемы теории, истории, исполнительской практики: дисс. … д. иск. Новосибирск, 2015.
- Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: дисс. … к. иск. СПб., 1994.
- Виноградова Е. В., Желоховцев А. Н. Китайская музыка // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 2.
- Гайдай П. В. Фортепианная культура Китая: пути становления национальной школы: монография. Чита: ЗабГУ, 2016.
- Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты. М.: Сов. композитор, 1985.
- Каменская Е. В. Образы «Культурной революции» в Китае на страницах «Литературной газеты» второй половины 1960-х гг. // Человек в мире культуры. 2017. № 4.
- Морозов Ю. А., Ван П., Суздалева Т. Р. «Культурная революция» в Китае: взгляд китайских и российских исследователей // Этносоциум. 2021. № 8 (158).
- Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков: дисс. … к. иск. Ростов н/Д, 2011.
- Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: дисс. … к. иск. СПб., 2008.
- Цзэн Яо. Гу Шэнин и ее значение для китайской фортепианной школы // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сборник научных трудов XVIII международной научно-практической конференции / ред.-сост. Н. И. Верба, науч. ред. Р. Г. Шитикова. СПб.: Астерион, 2023.
- Цинь Цинь. Лю Шикунь, Чжоу Гуаньжэнь и У Цзуцян: три лика современного музыкального искусства Китая (к проблеме универсализма творческой личности): дисс. … к. иск. СПб., 2013.
- Цю Нин. Роль творчества Инь Чэнцзуна в развитии китайского фортепианного искусства // Современное педагогическое образование. 2022. № 1.
- Цюй Ва. Фортепианное творчество Чу Ванхуа в контексте фортепианной музыки ХХ века: дисс. … к. иск. Н. Новгород, 2015.
- Kraus R. Pianos and Politics in China. N. Y. – Oxford: Oxford University Press, 1989.
- 卞萌. 中国钢琴文化之形成与发展. 北京, 1996年 (Бянь Мэн. Становление и развитие китайской фортепианной культуры. Пекин, 1996).
- 梁茂春. 让音乐史研究深入下去—浅谈“文革”音乐研究 // 音乐艺术.上海音乐学院学报. 2006年. 04期 (Лян Маочунь. Пусть изучение истории музыки станет глубже: введение в изучение музыки Культурной революции // Музыкальное искусство: журнал Шанхайской консерватории. 2006. № 4).
- 常爱玲. 中国钢琴艺术史研究. 山东: 山东教育出版社, 2010年 (Чан Айлин. Исследования истории китайского фортепианного искусства. Шаньдун: Shangdong Education Press, 2010).
- 储望华.《黄河》钢琴协秦曲是怎样诞生的? // 人民音乐. 1995 年. 第05 期 (Чу Ванхуа. Как родился фортепианный концерт «Хуанхэ»? // Народная музыка. 1995. № 5).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 1 ноября 2024.
- Опубликована: 10 декабря 2024.
Ключевые слова
- культурная революция
- китайское фортепианное искусство
- китайское музыковедение
- Инь Чэнцзун
- Лю Шикунь
- Cultural Revolution
- Chinese piano art
- Chinese musicology
- Yin Chengzong
- Liu Shikun
Copyright
© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»