• Научная статья
  • 12 декабря 2024
  • Открытый доступ

Творчество К. В. Никифорова в контексте ямальского косторезного искусства

Аннотация

Цель исследования – выявить роль творчества К. В. Никифорова в контексте ямальского косторезного искусства ХХI века. Автор ставит перед собой задачи рассмотреть основные этапы творческой биографии резчика, анализирует жанровый, тематический, образный состав и стилистику творчества. Уделено внимание проектной и выставочной деятельности К. В. Никифорова. Научная новизна состоит в том, что впервые в научной литературе анализируются творчество мастера и его роль в ямальском косторезном искусстве. В результате исследования в статье дается представление о творческой деятельности К. В. Никифорова: 1) продвижение ямальского косторезного искусства посредством участия в конкурсах и активной выставочной деятельности; 2) популяризация косторезного искусства через социальную и преподавательскую деятельность; 3) внедрение в ямальскую резную кость новых приемов, материалов и тем; 4) создание нового для ямальской косторезной малой пластики масштаба, приближающего ее к скульптурной форме.

Источники

  1. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Издательство В. Шевчук, 2010.
  2. Волохов С. Н. Мелкая пластика. К вопросу дефиниции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 65.
  3. Душа Севера: каталог / Окружной дом ремесел. Салехард, 2018.
  4. Душа Севера: каталог / Окружной дом ремесел. Салехард, 2020.
  5. Душа Севера: каталог / Окружной дом ремесел. Салехард, 2022.
  6. Каган М. С. О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФСР, 1961.
  7. Митина М. Н. Малая пластика в контексте мировой художественной культуры: терминологические особенности и роль в искусстве и жизни человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 11.
  8. Мошинская В. И. Древняя скульптура Урала и Западной Сибири. М.: Наука, 1976.
  9. Прошкина А. О. Северный цвет Ямала // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020. № 3.
  10. Савицкий И. Я. Ямальская резьба по кости // Культурные инициативы: материалы 51-й всероссийской с международным участием научной конференции молодых исследователей / сост. и науч. ред. Ю. В. Гушул; отв. за выпуск С. Б. Синецкий. Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2019.
  11. Субботина В. А. Резная кость XX – начала XXI века из собрания МВК имени И. С. Шемановского: презентационный альбом. Салехард: МВК, 2016.
  12. Трегуб Е. Жар-птица «летит» на рекорд // Ямальский меридиан. 2024. № 9.

Информация об авторах

Мезенцева Ирина Анатольевна

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 ноября 2024.
  • Опубликована: 12 декабря 2024.

Ключевые слова

  • скульптура XXI века
  • косторезное искусство
  • малая скульптурная форма
  • К. В. Никифоров
  • ямальская резная кость
  • sculpture of the 21st century
  • bone carving art
  • small sculptural form
  • K. V. Nikiforov
  • Yamal bone carving

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)