• Научная статья
  • 16 декабря 2024
  • Открытый доступ

Эмоциональные ожидания радости и удовольствия в процессе выбора профессии: мифология и реальность

Аннотация

Цель исследования – выявление трансформаций отношения к труду и мотивов первичного выбора профессии под воздействием развивающихся индустрии впечатлений и эмоционального капитализма. В статье рассматриваются социологические, психологические и антропологические подходы к анализу труда и эмоциональной культуры. Привлекаются такие понятия, как «коммерциализация эмоций», «эмоциональный труд», «практика заботы». Научная новизна исследования состоит в том, что показано, как психологизация интимной жизни и требования неолиберальной парадигмы мышления ставят современного человека в парадоксальное положение между требованиями реализовать себя, эффективно использовать каждую минуту и при этом постоянно стремиться к достижению счастья. В результате исследования установлено, что ожидания радости и удовольствия разбиваются о рыночную логику: профессии, требующие повышенной эмоциональной вовлеченности, девальвируются и ведут социальных работников к выгоранию; часть же работ не только не приносит радость, но и кажется бессмысленным трудом, становящимся всё более распространенным, несмотря на технический прогресс.

Источники

  1. Брюкнер П. Вечная эйфория: эссе о принудительном счастье / пер. с фр. Н. Мавлевича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2007.
  2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
  3. Гребер Д. Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда / пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2021.
  4. Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.
  5. Куреев А. О., Саенко Н. Р. Специфическое место женщины в японской деловой этике // Культура и образование. 2014. № 6 (10).
  6. Лобанова Ю. В. Человек в системе символического потребления и эмоциональный капитализм // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2022. № 3.
  7. Пироговская М. Рецензия на книгу Я. Плампер. История эмоций / пер. с англ. К. Левинсона. М.: НЛО, 2018 // Антропологический форум. 2020. № 47.
  8. Плампер Я. История эмоций / пер. с англ. К. Левинсона. М.: НЛО, 2024.
  9. Ритцер Д. Макдональдизация общества 5 / пер. с англ. А. В. Лазарева; вступ. статья Т. А. Дмитриева. М.: Праксис, 2011.
  10. Саенко Н. Р. Судьба принципа удовольствия в эпоху постсовременности // Современное культурное пространство. Философия. Искусство. Технология. Информация / науч. ред. В. Х. Разакова. Волгоград: Волгоградское региональное отделение Молодежного союза юристов РФ, 2004.
  11. Симонова О. А. Концепция эмоционального труда Арли Р. Хохшильд // Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности. М.: Вариант, 2012.
  12. Соловьёв А. Когнитивный капитализм и производство гиперневротичной субъективности // Insolarance Cult. 2021. https://vk.com/@insolarance_cult-cognitive-capitalism
  13. Терещенко Н. А., Шатунова Т. М. Уроки протестантской этики в условиях посткапитализма // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2016. Т. 158. № 4.
  14. Харрис С. Приглашение в социологию эмоций: учебник / пер. с англ. О. А. Симоновой; Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.
  15. Ходус Е. В. Принудительное счастье как современный социокультурный императив // Антропологические измерения философских исследований. 2015. № 8.
  16. Элиас Н. О процессе цивилизации: социогенетические и психогенетические исследования: в 2 т. М. – СПб.: Университетская книга, 2001. Т. 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада.
  17. A Labour of Love: Women, Work, and Caring / eds. J. Finch, D. Groves. L. – Boston: Routledge; Kegan Paul, 1985.
  18. Daly M. Care as a Good in Social Policy // Journal of Social Policy. 2002. Vol. 31.
  19. Daly М., Lewis J. The Concept of Social Care and the Analysis of Contemporary Welfare States // British Journal of Sociology. 2000. Vol. 51. Iss. 2.
  20. Elson D. Engendering Government Budgets in the Context of Globalization(s) // International Feminist Journal of Politics. 2004. Vol. 6. Iss. 4.
  21. Finch J., Groves D.Community Care and the Family: A Case for Equal Opportunities // Journal of Social Policy. 1980. Vol. 9.
  22. Hochschild A. R. Emotion Work, Feeling Rules, and Social Structure // American Journal of Sociology. 1979. Vol. 85.
  23. Hochschild A. R. The Managed Heart: Commercialization of Human Feeling. Berkeley: University of California Press, 2003.
  24. Illouz E. Why Love Hurts: A Sociological Explanation. Cambridge: Polity Press, 2012.
  25. Reddy W. M. The Navigation of Feeling: A Framework for the History of Emotions. N. Y.: Cambridge University Press, 2001.
  26. Saenko N. R., Volkova P. S., Kortunov V. V., Perederiy V. A., Zehuan Huang. The “Woman Professor” Mythologem Created by Artistic Cinema // Perishable and Eternal: Mythologies and Social Technologies of Digital Civilization: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (Veliky Novgorod, Russian Federation, November 22-23, 2021) / ed. by D. Ye. Krapchunov, S. A. Malenko, V. O. Shipulin, E. F. Zhukova, A. G. Nekita, O. A. Fikhtner. Veliky Novgorod: European Publisher, 2021.
  27. Schulze G. Die Erlebnisgesellschaft. Kultursoziologie der Gegenwart. Frankfurt am Main: Campus Verlag, 2005.

Информация об авторах

Лобанова Юлия Владимировна

к. филос. н., доц.

Московский политехнический университет

Михайлова Светлана Петровна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 ноября 2024.
  • Опубликована: 16 декабря 2024.

Ключевые слова

  • эмоционализация труда
  • эмоциональный труд
  • эмоциональный капитализм
  • отождествление работы и увлечения (хобби, творчество, удовольствие)
  • emotionalization of labor
  • emotional labor
  • emotional capitalism
  • identification of work and hobby (hobby, creativity, pleasure)

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)