• Научная статья
  • 18 марта 2025
  • Открытый доступ

Реклама как инструмент социального конструирования

Аннотация

Цель исследования – охарактеризовать рекламу как инструмент конструирования социальной реальности, с помощью которого материальные объекты функционируют одновременно в физическом и символическом измерениях и приобретают свойства магических артефактов. Установлено, что реклама создает новые социальные реальности, в которых потребности индивида сливаются с коллективными идеалами, а их удовлетворение воспринимается как интеграция в общие культурные и социальные системы. Выявлена особая роль темпорального измерения рекламного дискурса: реклама всегда обращена в будущее и ориентирована на создание образа желаемого завтра, достижимого через приобретение определенных товаров. Научная новизна заключается в описании (систематизации) пятиуровневой структуры замещения потребностей под влиянием рекламы: от физиологического до интегративного уровня (полное слияние потребностей с системой потребления). Результаты исследования доказывают, что реклама осуществляет «переопределение» человеческих потребностей, строя не просто ценности, но и конструкты реальности, где объекты и явления приобретают новые, зачастую магические, функции, полностью изменяя восприятие мира.

Источники

  1. Белоусова Е. В. Магия как форма жизни и способ «приручения» мира в культуре: автореф. дисс. … к. культ. Екатеринбург, 2011.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
  3. Гордеева Е. Ю. «Язык и стиль рекламы» как вузовская дисциплина // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38).
  4. Ищенко Н. С. Проблема становления социального конструктивизма // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2010. № 8.
  5. Козловский В. И. Реклама как универсалия культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 6 (56).
  6. Кошетарова Л. Н. Символизация как способ выражения смыслов в рекламе // Вестник культуры и искусств. 2009. № 3 (19).
  7. Креатив в рекламе: заочный круглый стол // YES! 1998. № 2 (23).
  8. Лобовикова Е. А. Реклама как символический обмен // Гуманитарный вестник Донского ГАУ. 2022. № 4.
  9. Реклама: культурный контекст / под ред. Т. Э. Гринберг, М. В. Петрушко. М.: РИП-холдинг, 2004.
  10. Старунова Ю. В. Магия как специфический социокультурный феномен // Система ценностей современного общества. 2008. № 1.
  11. Ягодкина М. В. Трансформация реальности в языке рекламы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 9. № 46.

Информация об авторах

Колчин Даниил Юрьевич

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 февраля 2025.
  • Опубликована: 18 марта 2025.

Ключевые слова

  • реклама
  • социальное конструирование
  • конструируемая реальность
  • символическое потребление
  • общественное сознание
  • секулярная магия
  • социальная интеграция
  • коллективные представления
  • advertising
  • social construction
  • constructed reality
  • symbolic consumption
  • public consciousness
  • secular magic
  • social integration
  • collective representations

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)