Механизация изобразительного искусства как предпосылка появления фотографии
Аннотация
В статье рассмотрены основные этапы развития механизации изобразительного искусства, приведены главные устройства и приборы, рассказано об их создателях. Анализируется, как многовековое развитие деятельности в этом направлении, в сочетании с достижениями различных наук, привело к появлению фотографии. Цель исследования – установить взаимосвязь между развитием механических инструментов для создания художниками произведений изобразительного искусства и изобретением фотографии. Научная новизна заключается в выявлении малоизученных аспектов применения приборов (в том числе оптических) для создания иллюстраций в исторической перспективе, также делается вклад в понимание эволюции способов упрощения труда художников в процессе получения и тиражирования изображений, что позволяет расширить представление о влиянии механических инструментов на изобразительное искусство. В результате исследования выявлена взаимосвязь между развитием способов упрощения труда художника и появлением фотографии, при этом фиксация изображений по технологии дагерротипа и другими способами не была бы возможна без достижений и исследовательской деятельности ученых в различных областях науки.
Источники
- Алексеева М. А. Изучение способов изображения пространства в картине как метод развития творческих возможностей студентов художественно-графического факультета // Вестник Костромского государственного университета. 2015. № 2.
- Базанчук Г. А., Кураков С. В., Тихомиров Г. В. Пантограф: история универсальной конструкции // Жизнь Земли. 2024. Т. 46. № 1.
- Волков В. А., Вонский Е. В., Кузнецова Г. И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991.
- Гайденко П. П. Обоснование научного знания в философии Платона // Платон и его эпоха: сборник статей: к 2400-летию со дня рождения. М.: Наука, 1979.
- Головня И. А. С чего начиналась фотография. М.: Знание, 1991.
- Голубев С. Физионотрас: фотография до фотографии // Исторический журнал. 2013. № 12.
- Ермолова А. А. Художественность как проблемное поле фотографии. Отношения фотографии и живописи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3 (77).
- Исхаков О. А. Аналоговые и цифровые фотопроцессы в полиграфии: учебное пособие. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017.
- Левашов В. Г. Лекции по истории фотографии. М.: Тримедиа Контент, 2014.
- Малахова С. В., Швец Э. Г. Проблема изучения истории камеры-обскура в XVII-XIX веках. По материалам книги – Martin J. Kemp. The Science of Art: Optical Themes in Western Art from Brunelleschi to Seurat // Наука в современном информационном обществе: материалы XX международной научно-практической конференции. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2019.
- Матвиевская Г. П. Альбрехт Дюрер – ученый (1471-1528). М.: Наука, 1987.
- Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.
- Редько А. В. Фотография. М.: Легпромбытиздат, 1995.
- Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый (1452-1519). Опыт психологической биографии. М.: URSS, 2022.
- Севастьянов А. Н. Оптико-механические средства воспроизведения действительности как конкуренты традиционного искусства // Горизонты гуманитарного знания. 2020. № 3.
- Совинин В. А. Великие художники мира. Ян Вермеер. М.: РИПОЛ классик, 2014.
- Стрельцова С. А. Картина Яна Вермеера «Молодая девушка, сидящая за верджинелом» в Эрмитаже в рамках выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера» // Искусство и диалог культур: сборник научных трудов. СПб.: Астерион, 2019.
- Томилин М. Так начиналась фотография // Фотомагазин. 1998. № 1.
- Швец Э. Г. Роль и функциональное применение оптических приборов в художественных практиках // Вещь: время и место: ежегодник научного семинара по изучению объектов искусства и материальной культуры. М.: Институт археологии Российской академии наук, 2022. Т. 2.
- Щербакова Е. И. Два Михайлы и «махина для снимания першпектив» // Родина. 2011. № 9.
- Янсон X. В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. СПб.: ИКАР, 1996.
- Gatton M. The Camera and the Cave: Understanding the style of Palaeolithic art // Pleistocene Coalition News. 2010. Vol. 2. Iss. 5.
- Hockney D. Secret Knowledge. Rediscovering the Lost Techniques of the Old Masters. N. Y.: Thames & Hudson, 2001.
- Kaldenbach K. Trekschuiten, haringbuizen en vrachtschepen op Vermeers Gezicht op Delft // Tijdschrift voor Zeegeschiedenis. 2000. Vol. 19. Iss. 1.
- Marignier J. L. Aux origines de la photographie: Nicéphore Niépce // Académie des Beaux-Arts. 2008. 28 septembre. https://www.canalacademies.com/emissions/sous-la-coupole/academie-des-beaux-arts/aux-origines-de-la-photographie-nicephore-niepce
- Schaaf L. J. Talbot, William Henry Fox (1800-1877) // Oxford Dictionary of National Biography. 2004. 23 September. https://doi.org/10.1093/ref:odnb/26946
- Steadman P. Vermeer’s Camera. Uncovering the Truth behind the Masterpieces. Oxford: Oxford University Press, 2002.
- Stork D. G. Did Tim Paint a Vermeer? // Journal of Imaging Science and Technology. 2020. Iss. 64.
- Wheelock A. K. Johannes Vermeer. Washington – The Hague: National Gallery of Art; Royal Cabinet of Paintings Mauritshuis, 1995.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 7 ноября 2024.
- Опубликована: 21 марта 2025.
Ключевые слова
- механизация в изобразительном искусстве
- изобретение фотографии
- камера-обскура
- оптические технологии
- Ян Вермеер
- Луи Дагер
- Нисефор Ньепс
- Генри Тальбот
- mechanization in fine art
- invention of photography
- camera obscura
- optical technologies
- Jan Vermeer
- Louis Daguerre
- Nicéphore Niépce
- Henry Talbot
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»