• Научная статья
  • 22 июня 2025
  • Открытый доступ

Язык трагедии в работах С. Голдхилла и Р. Сейфорда

Аннотация

Целью исследования является установка роли языка античной трагедии в контексте социально-политических трансформаций древнегреческого общества на материале концепций С. Голдхилла и Р. Сейфорда. В работе исследуется, как языковые стратегии трагедии (ирония Софокла, риторика Еврипида) и ритуально-мифологическая семантика («извращенный ритуал» Р. Сейфорда) формировали политическую коммуникацию общества. Научная новизна заключается в компаративном анализе подходов Голдхилла (лингвистическая нестабильность как основа демократической критики) и Сейфорда (трансформация ритуала в нарратив гражданской ответственности), раскрывающих связь между языком трагедии и становлением полисной идентичности. Установлено, что трагедия служила дискурсивным механизмом перехода от архаического мифа к политическому конфликту, где язык стал инструментом рефлексии над кризисами власти. В результате исследования установлено, что трагедия – продукт диалектики между мифом и полисом: она перерабатывает архаические сюжеты в нарративы о гражданской ответственности (трагедия является «извращенным ритуалом»); происходит смена формата: от эпической «взаимности» Гомера к конфликту индивидуального и коллективного; язык трагедии (ирония Софокла, риторика Еврипида) стал прообразом политической коммуникации.

Источники

  1. Баженов М. В. Стыд как демаркация видимого и невидимого: античность и средние века // Аналитика культурологи. 2008. № 1 (10).
  2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988.
  3. Иванов В. Дионис и прадионисийство. СПб., 2000.
  4. Кулишова О. В. Хор в древнегреческой драме: социально-политический контекст // Мнемон. Исследования в публикации по истории античного мира. СПб., 2014. Вып. 14.
  5. Надь Г. Греческая мифология и поэтика. М.: Прогресс-Традиция, 2002.
  6. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса. М.: Лабиринт, 2004.
  7. Arnott P. D. Public and Performance in the Greek Theatre. L. - N. Y.: Routledge, 2003. https://doi.org/10.4324/9780203129401
  8. Goldhill S. Sophocles and the Language of Tragedy. Oxford: Oxford University Press, 2012. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199796274.001.0001
  9. Hansen M. H. Polis. An Introduction to the Ancient Greek City-State. Oxford: Oxford University Press, 2006. https://doi.org/10.1093/oso/9780199208494.001.0001
  10. Seaford R. Reciprocity and Ritual: Homer and Tragedy in the Developing City-State. Oxford: Oxford University Press, 1994. https://doi.org/10.1093/oso/9780198149491.001.0001
  11. Vernant J.-P., Vidal-Naquet P. Mythe et tragédie en Grèce ancienne: en 2 vol. P.: Librairie François Maspero, 1972. Vol. I.

Информация об авторах

Дрозденко Анастасия Сергеевна

Саратовский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 мая 2025.
  • Опубликована: 22 июня 2025.

Ключевые слова

  • ирония Софокла
  • извращенный ритуал
  • язык трагедии
  • С. Голдхилл
  • Р. Сейфорд
  • Sophocles' irony
  • inverted ritual
  • language of tragedy
  • S. Goldhill
  • R. Seaford

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)