• Научная статья
  • 26 июня 2025
  • Открытый доступ

Визуальный язык космической гонки: семиотический анализ айдентики миссий США и СССР

Аннотация

Цель исследования – определение особенностей айдентики космических программ и миссий США и СССР в контексте семиотики времен космической гонки и холодной войны (1957-1975 годы). В работе рассмотрены примеры официальной айдентики космических агентств, программ и миссий, такие как логотипы, эмблемы и патчи. Основной акцент делается на анализе позиционирования государств через дизайн эмблем миссий, в фокусе находятся знаки и символы, их семиотическое значение в рамках исторического контекста. Научная новизна исследования заключается в изучении семиотики коммуникационного дизайна миссий космической гонки. В результате определены специфические особенности и семантическое значение элементов айдентики миссий США и СССР в период космической гонки. Так, символика Соединенных Штатов носит более индивидуалистический характер, разнообразна и лирична; советские символы являются более утилитарными, коллективными и гуманистическими.

Источники

  1. Лотман Ю. М. Люди и знаки // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2010.
  2. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика / сост., вступ. статья и общ. ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983.
  3. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник. СПб.: Петрополис, 1998.
  4. Bastos W., Levy S. J. A history of the concept of branding: practice and theory // Journal of Historical Research in Marketing. 2012. Vol. 4. No. 3.
  5. Brown A. L. Emblems of Exploration: Logos of the NACA and NASA // Air & Space Power Journal. 2016. Vol. 30. No. 4.
  6. Harvey B. China in Space: The Great Leap Forward. Cham: Springer International Publishing, 2019. https://doi.org/10.1007/978-3-030-19588-5
  7. Knapp P. M., Evans J., Cullen C. D. Designing Corporate Identity: Graphic Design as a Business Strategy. Gloucester: Rockport, 2001.
  8. Lamb L. E. Inside the Space Race: A Space Surgeon’s Diary. Austin: Synergy Books, 2006.
  9. Marlin C. L. Space race propaganda: US coverage of the soviet sputniks in 1957 // Journalism Quarterly. 1987. Vol. 64. No. 2-3.
  10. Reddy V. S. The SpaceX Effect // New Space. 2018. Vol. 6. No. 2.
  11. Siddiqi A. A. Challenge to Apollo: The Soviet Union and The Space Race, 1945-1974. Washington: Military Bookshop, 2000.
  12. Teigens V. The Space Race. Cambridge Stanford Books, 2017.

Информация об авторах

Кустов Никита Евгеньевич

Высшая школа экономики, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 мая 2025.
  • Опубликована: 26 июня 2025.

Ключевые слова

  • визуальная идентичность
  • дизайн космических программ
  • семиотика айдентики
  • символика космических миссий
  • космическая гонка
  • visual identity
  • space program design
  • semiotics of identity
  • symbolism of space missions
  • space race

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)