• Эссе
  • 1 июля 2025
  • Открытый доступ

Россия ХХ века в призме музыкального искусства: 1910-е годы – Игорь Стравинский

Аннотация

Публикация представляет собой продолжение контекстуального обзора отечественного музыкального искусства ХХ века. В данном эссе автор обращается к наследию И. Ф. Стравинского, в частности к русскому периоду в творчестве композитора (1910-е годы), характеризовавшемуся активной разработкой национального начала в музыке, совпавшему с основной фазой развития одного из самых важных направлений мировой музыки начала ХХ века – неофольклоризма. В работе особое внимание уделяется балету «Весна священная» как музыкальному манифесту XX века. В этом произведении воплотились самые смелые и новаторские идеи не только для музыкального театра начала XX столетия, но и для всей музыкальной культуры того времени. Эта партитура стала одним из ключевых художественно-исторических свидетельств, с невероятной силой отражающим глубокие и коренные изменения, произошедшие во всех сферах жизни в тот период. В итоге автор раскрывает яркость и уникальность русского периода в творчестве Стравинского, где были чётко представлены два основных начала. Первое выражалось через архаические и обрядовые элементы, принимая формы, связанные с «язычеством», «скифством» и музыкальной варваристикой. Второе же обнаруживалось в разнообразных жанровых проявлениях, включая разнородные звуковые образы, которые значительно отходили от традиционных академических норм.

Источники

  1. Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977.
  2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963.
  3. Асафьев Б. В. О балете: Статьи. Рецензии. Воспоминания / сост. Н. Дмитриев. Л.: Музыка, 1974.
  4. Вершинина И. Я. Ранние балеты Стравинского. М.: Наука, 1967.
  5. Друскин М. С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Л.: Советский композитор, 1982.
  6. И. Стравинский – публицист и собеседник: сборник статей / ред.-сост. В. Варунц. М.: Советский композитор, 1988.
  7. И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы / сост. Л. С. Дьячкова; ред. Б. М. Ярустовский. М.: Советский композитор, 1973.
  8. Каратыгин В. Г. Избранные статьи / сост. О. Л. Данскер. М. – Л.: Музыка, 1965.
  9. Музыка XX века. М.: Музыка, 1984. Кн. 4.
  10. Онеггер А. Царь Игорь // Онеггер А. О музыкальном искусстве / пер. с фр. Л.: Музыка, 1979.
  11. Савенко С. И. Байка о «Весне священной» // Российский музыкант. 2013. № 5.
  12. Стравинский И. Ф. Статьи и материалы / сост. Л. Дьячкова, общ. Ред. Б. М. Ярустовского. М.: Советский композитор, 1973.
  13. Стравинский И. Ф. Что я хотел выразить в «Весне священной» // Музыка. 1913. № 141.
  14. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1963.
  15. Тойнби А. Постижение истории. М.: Рольф, 2001.
  16. Эткинд М. Александр Николаевич Бенуа. 1870-1960. Л. – М.: Искусство, 1965.
  17. Ярустовский Б. М. Игорь Стравинский. Изд-е 2-е. М.: Советский композитор, 1969.
  18. Ярустовский Б. М. Избранное / сост. Е. Б. Долинская. М.: Музыка, 1989.
  19. Taruskin R. Stravinsky and the Russian Traditions: A Biography of the Works through Mavra. Oxford: Oxford University Press, 1996.

Информация об авторах

Демченко Александр Иванович

д. иск., проф.

Международный Центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, г. Саратов

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 мая 2025.
  • Опубликована: 1 июля 2025.

Ключевые слова

  • музыкальное искусство ХХ века
  • И. Ф. Стравинский
  • неофольклоризм
  • русский период
  • балет «Весна священная»
  • musical art of the 20th century
  • I. F. Stravinsky
  • Neo-folklorism
  • Russian period
  • ballet “The Rite of Spring”

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)