• Научная статья
  • 9 октября 2025
  • Открытый доступ

Влияние фольклора провинции Шэнси на «этнические песни» Чжао Цзипина

Аннотация

Цель исследования – выявление специфики воплощения элементов музыкального фольклора провинции Шэньси (Китай) в «этнических песнях» китайского композитора Чжао Цзипина. В статье рассмотрены этнические песни Чжао Цзипина как важнейшая часть его творческого наследия. В работе проанализированы элементы музыкального языка провинции Шэнси. Как наиболее значимые выделены два источника: народные песни шаньгэ и стиль оперы Цзиньцзян. На примерах «этнических песен» Чжао Цзипина показано, как особенности музыкального языка Шэнси − ладовая и интонационная структура, ритмика, принципы развития тематизма, использование характерного звучания народных инструментов − отразились в творчестве композитора. Эти черты стиля маэстро Чжао позволили создавать авторские произведения, максимально приближенные по звучанию к фольклорным источникам, но без использования прямого цитирования. Научная новизна исследования состоит в том, что данный сегмент творчества Чжао Цзипина до сих пор практически не рассматривался российскими музыковедами. В научный обиход введены образцы вокальной музыки, никогда не бывавшие объектом музыковедческого анализа. На примерах «этнических песен» показано, как музыка передает дух и ментальные свойства народа, становясь носителем национального культурного кода. Для выявления своеобразия стиля Чжао Цзипина проводится сравнение его творчества с творчеством Тан Дуна, который также работал с фольклорными источниками, приходя к совершенно иному эстетическому результату.

Материалы исследования

  1. 赵季平. 创作歌曲精选. 赵季平/上海音乐出版社, 2012 (Избранные песни, написанные Чжао Цзипином. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2012).
  2. 赵世民. 乐坛神笔赵季平, 2003 (Чжао Шиминь. Волшебная кисть музыкального мира Чжао Цзипин. Гуанси: Издательство народной прессы Гуанси, 2003).

Источники

  1. Будаева Т. Б. Пекинская опера цзинцзюй. М.: Нестор-История, 2019.
  2. Киселева Е. В. Специфика перформенса в инструментальном театре Тан Дуна (на примере «Призрачной оперы») // Южно-русский музыкальный альманах. 2023. № 4.
  3. Ли Ж., Брагина Н. Н. Особенности Северной и Южной школы флейты ди // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2024. № 2 (73).
  4. Лю Л. Жанрово-стилевые особенности одноголосной шаньгэ северо-западного района Гуанси // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2011. № 131.
  5. Морева Н. А. Смыслообразующая функция фольклора в кинематографе // Культура и цивилизация. 2016. Т. 6. № 5.
  6. Чжао Ц. Духовно-нравственное воспитание студентов в системах музыкального образования Китая и России: дисс. … к. пед. н. Оренбург, 2017.
  7. 郭红军. 建国以来秦腔源流研究述评 /郭红军. 陕西省戏剧家协会-当代戏剧, 2007 (Го Хунцзюнь. Обзор исследований происхождения Циньцян с момента основания государства. Сиань: Театральная ассоциация провинции Шэньси, 2007).

Информация об авторах

Чжу Юнкан

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 сентября 2025.
  • Опубликована: 9 октября 2025.

Ключевые слова

  • этническая песня
  • песня шаньгэ
  • опера Цзиньцзян
  • национальный культурный код
  • ethnic song
  • Shan’ge song
  • Qinqiang opera
  • national culture code

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)