• Научная статья
  • 14 октября 2025
  • Открытый доступ

Концепт «Бунтарь» в «Патетической оратории» Г. В. Свиридова

Аннотация

В статье предлагается новый, нетрадиционный взгляд на коллективный персонаж «Патетической оратории» Г. В. Свиридова – «революционеров». Целью работы является анализ данного коллективного персонажа как опредмеченной формы художественного концепта «Бунтарь». Научная новизна исследования заключается в обращении к новому междисциплинарному подходу при исследовании коллективного персонажа ораториального жанра, который позволил вникнуть в смысловые и эмоциональные пласты сочинения и выявить ранее не установленные особенности трактовки образа революционеров. Внимание автора фокусируется на экспликации смыслового наполнения ядра концепта «Бунтарь» и окружающих его ассоциативных слоев, связанных с культурно-историческим контекстом. Выявляются вербально-музыкальные особенности воплощения коллективного персонажа, раскрывающие два содержательных элемента образа – механистичный и ритуально-экстатичный; характеризуется ближняя и дальняя периферия концепта, коррелирующая с онтологией и философией жанра «военного марша», с культовым восприятием революции 1917 года. В результате произведена реконструкция образа «революционеров» и определено, что ряд когнитивных ядерных и периферийных признаков концепта «Бунтарь» формируют его оценочный слой, имеющий ярко выраженный негативный характер, что ставит под сомнение традиционно позитивную трактовку образа «революционеров» советским музыковедением.

Материалы исследования

  1. Андреев Л. Н. Красный смех (сборник). М.: Эксмо, 2000.
  2. Водолазкин Е. Г. Авиатор. М.: АСТ, 2017.
  3. Платон. Государство / сост., предисл., коммент. С. Ю. Нечаева. М.: АСТ, 2024.
  4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.: Альфа-книга, 2008.
  5. Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. М.: АСТ, 2022.
  6. Свиридов Г. В. Патетическая оратория. Партитура. М.: Музыка, 1961.

Источники

  1. Аплечеева М. В. «Патетическая оратория» Георгия Свиридова – Песнь о Земле и Солнце // Общество. Среда. Развитие. 2013. Вып. 2.
  2. Бериглазова Е. В. Хор как коллективный персонаж русской оперы конца XVIII – начала XX веков: дисс. … к. иск. Магнитогорск, 2017.
  3. Васильева Т. И. Литературоведческий подход к изучению концепта // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-1 (18).
  4. Володина Н. В. Концептосфера русской литературы. М.: Флинта, 2019.
  5. Ганжа А. Г. Экстенсивное и интенсивное в музыкальном мышлении XX века: дисс. … к. филос. н. М., 2006.
  6. Демченко А. И. Теория и история музыки. Концепционный метод анализа. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2025.
  7. Евдокимова Ю. К. «Патетическая оратория» в системе художественного мышления Свиридова // Георгий Свиридов: сборник / сост. Р. С. Леденев. М.: Музыка, 1979.
  8. Жарова А. С. Уральский город в программных сочинениях композиторов второй половины XX – начала XIX века: дисс. … к. иск. Екатеринбург, 2009.
  9. Кашников Б. Н. Этическое содержание и смысл русского терроризма конца XIX – начала XX века // Философия и этика: сборник научных трудов к 70-летию академика А. А. Гусейнова. М.: Альфа-М, 2009.
  10. Королевская Н. В. Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии: на материале произведений саратовских композиторов: дисс. … к. иск. Саратов, 2008.
  11. Кривошей И. М. Когнитивная философия русского романса: дисс. … д. иск. Уфа, 2016.
  12. Лотман Ю. М. История и типология культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002.
  13. Ляхович А. В. Метасюжет «механического» в музыке Прокофьева // Музыкальная академия. 2021. № 2.
  14. Мартынова Н. И. Звуковой образ машины в фортепианном творчестве европейских композиторов первой половины ХХ века // European Journal of Arts. 2015. № 1.
  15. Меликсетян С. В. Русский музыкальный конструктивизм: автореф. дисс. … к. иск. М., 2012.
  16. Меликсетян С. В. Русский музыкальный конструктивизм: дисс. … к. иск. М., 2011.
  17. Мозгот С. А. Категория пространства как смысловой феномен в музыкальном искусстве: дисс. … д. иск. Новосибирск, 2018.
  18. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка: монография. Воронеж: Истоки, 2007.
  19. Ромашкова О. Н. Скрытые духовные мотивы и символы в «Патетической оратории» Г. В. Свиридова // Pan-Art. 2023. Т. 3. Вып. 2. https://doi.org/10.30853/pa20230025
  20. Сохор А. Н. Георгий Свиридов. М.: Советский композитор, 1972.
  21. Тончук П. О. Фуга как универсальный художественный концепт: на примере цикла «Рисунки по шелку» Ф. Бахора: дисс. … к. иск. Новосибирск, 2016.
  22. Хохлова А. Л. Когнитивная модель теории интерпретации в музыкальном искусстве: на материале камерно-инструментальных сочинений венских классиков: дисс. … д. иск. Саратов, 2013.
  23. Черток М. Д. Философия марша // Культура и искусство. 2014. № 1.

Информация об авторах

Бериглазова Екатерина Васильевна

к. иск., доц.

Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 сентября 2025.
  • Опубликована: 14 октября 2025.

Ключевые слова

  • произведение «Патетическая оратория»
  • Г. В. Свиридов
  • образ «революционеров»
  • концепт «Бунтарь»
  • ритуальная экстатичность
  • piece “Oratorio Pathétique”
  • G. V. Sviridov
  • image of “revolutionaries”
  • concept “Rebel”
  • ritual ecstaticity

Copyright

© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)