Концепт «Бунтарь» в «Патетической оратории» Г. В. Свиридова
Аннотация
В статье предлагается новый, нетрадиционный взгляд на коллективный персонаж «Патетической оратории» Г. В. Свиридова – «революционеров». Целью работы является анализ данного коллективного персонажа как опредмеченной формы художественного концепта «Бунтарь». Научная новизна исследования заключается в обращении к новому междисциплинарному подходу при исследовании коллективного персонажа ораториального жанра, который позволил вникнуть в смысловые и эмоциональные пласты сочинения и выявить ранее не установленные особенности трактовки образа революционеров. Внимание автора фокусируется на экспликации смыслового наполнения ядра концепта «Бунтарь» и окружающих его ассоциативных слоев, связанных с культурно-историческим контекстом. Выявляются вербально-музыкальные особенности воплощения коллективного персонажа, раскрывающие два содержательных элемента образа – механистичный и ритуально-экстатичный; характеризуется ближняя и дальняя периферия концепта, коррелирующая с онтологией и философией жанра «военного марша», с культовым восприятием революции 1917 года. В результате произведена реконструкция образа «революционеров» и определено, что ряд когнитивных ядерных и периферийных признаков концепта «Бунтарь» формируют его оценочный слой, имеющий ярко выраженный негативный характер, что ставит под сомнение традиционно позитивную трактовку образа «революционеров» советским музыковедением.
Материалы исследования
- Андреев Л. Н. Красный смех (сборник). М.: Эксмо, 2000.
- Водолазкин Е. Г. Авиатор. М.: АСТ, 2017.
- Платон. Государство / сост., предисл., коммент. С. Ю. Нечаева. М.: АСТ, 2024.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.: Альфа-книга, 2008.
- Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. М.: АСТ, 2022.
- Свиридов Г. В. Патетическая оратория. Партитура. М.: Музыка, 1961.
Источники
- Аплечеева М. В. «Патетическая оратория» Георгия Свиридова – Песнь о Земле и Солнце // Общество. Среда. Развитие. 2013. Вып. 2.
- Бериглазова Е. В. Хор как коллективный персонаж русской оперы конца XVIII – начала XX веков: дисс. … к. иск. Магнитогорск, 2017.
- Васильева Т. И. Литературоведческий подход к изучению концепта // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7-1 (18).
- Володина Н. В. Концептосфера русской литературы. М.: Флинта, 2019.
- Ганжа А. Г. Экстенсивное и интенсивное в музыкальном мышлении XX века: дисс. … к. филос. н. М., 2006.
- Демченко А. И. Теория и история музыки. Концепционный метод анализа. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2025.
- Евдокимова Ю. К. «Патетическая оратория» в системе художественного мышления Свиридова // Георгий Свиридов: сборник / сост. Р. С. Леденев. М.: Музыка, 1979.
- Жарова А. С. Уральский город в программных сочинениях композиторов второй половины XX – начала XIX века: дисс. … к. иск. Екатеринбург, 2009.
- Кашников Б. Н. Этическое содержание и смысл русского терроризма конца XIX – начала XX века // Философия и этика: сборник научных трудов к 70-летию академика А. А. Гусейнова. М.: Альфа-М, 2009.
- Королевская Н. В. Логика смыслообразования в жанрах вокального цикла, оратории и вокальной симфонии: на материале произведений саратовских композиторов: дисс. … к. иск. Саратов, 2008.
- Кривошей И. М. Когнитивная философия русского романса: дисс. … д. иск. Уфа, 2016.
- Лотман Ю. М. История и типология культуры. СПб.: Искусство-СПБ, 2002.
- Ляхович А. В. Метасюжет «механического» в музыке Прокофьева // Музыкальная академия. 2021. № 2.
- Мартынова Н. И. Звуковой образ машины в фортепианном творчестве европейских композиторов первой половины ХХ века // European Journal of Arts. 2015. № 1.
- Меликсетян С. В. Русский музыкальный конструктивизм: автореф. дисс. … к. иск. М., 2012.
- Меликсетян С. В. Русский музыкальный конструктивизм: дисс. … к. иск. М., 2011.
- Мозгот С. А. Категория пространства как смысловой феномен в музыкальном искусстве: дисс. … д. иск. Новосибирск, 2018.
- Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка: монография. Воронеж: Истоки, 2007.
- Ромашкова О. Н. Скрытые духовные мотивы и символы в «Патетической оратории» Г. В. Свиридова // Pan-Art. 2023. Т. 3. Вып. 2. https://doi.org/10.30853/pa20230025
- Сохор А. Н. Георгий Свиридов. М.: Советский композитор, 1972.
- Тончук П. О. Фуга как универсальный художественный концепт: на примере цикла «Рисунки по шелку» Ф. Бахора: дисс. … к. иск. Новосибирск, 2016.
- Хохлова А. Л. Когнитивная модель теории интерпретации в музыкальном искусстве: на материале камерно-инструментальных сочинений венских классиков: дисс. … д. иск. Саратов, 2013.
- Черток М. Д. Философия марша // Культура и искусство. 2014. № 1.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 5 сентября 2025.
- Опубликована: 14 октября 2025.
Ключевые слова
- произведение «Патетическая оратория»
- Г. В. Свиридов
- образ «революционеров»
- концепт «Бунтарь»
- ритуальная экстатичность
- piece “Oratorio Pathétique”
- G. V. Sviridov
- image of “revolutionaries”
- concept “Rebel”
- ritual ecstaticity
Copyright
© 2025 Автор(ы)
© 2025 ООО Издательство «Грамота»