• Научная статья
  • 28 июня 2018
  • Открытый доступ

ПОЖЕЛАНИЯ ДОБРА И ЗЛА В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНИХ ТЮРКСКИХ И СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ (НА МАТЕРИАЛЕ БАШКИРСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ)

Аннотация

В статье рассматриваются национально-культурные особенности пожелания добра и зла у представителей тюркских и славянских языковых групп. Актуальность исследования обусловлена недостаточным вниманием современных лингвистов к осуществлению комплексных сопоставительных исследований благопожеланий и проклятий на материале неродственных языков. Отмечается, что исследуемые единицы языка представляют собой древнейший пласт народной словесности, происхождение которого связано с верой древних людей в магическую силу слова. Сходство внутренней формы анализируемых единиц на материале неродственных языков позволяет рассматривать их с позиции культурологических универсалий.

Источники

  1. Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). Новосибирск: Наука, 1984. 232 с.
  2. Афанасьев А. Н. Мифы, поверья и суеверия славян: в 3-х т. М.: Эксмо, 2002. Т. 1. 800 с.
  3. Ветрова Э. С. Пожелания зла в коммуникативной культуре украинцев и лезгин // Научный диалог. 2016. № 1 (49). С. 16-31.
  4. Виноградова Л. Н. Семейные ценности традиционной культуры: аксиологический аспект изучения славянских проклятий // Славяноведение. 2012. № 6. С. 29-34.
  5. Гареева Д. А. Этнографические материалы по верованиям башкирского народа: рукопись. Б.м., 2017. 47 с.
  6. Забылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Издательство М. Березина, 1880. 224 c.
  7. Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1934-1954 / вступ. ст., сост., подготовка текста и коммент. Т. Г. Ивановой. М.: Индрик, 2004. 368 с.
  8. Мухамедьянова Г. Н. Эвфемия в современной общественно-политической лексике (на материале немецкого, русского, башкирского языков): дисс. … к. филол. н. Уфа, 2005. 178 с.
  9. Мухамедьянова Г. Н., Абуталипова Э. Н. Табу и эвфемия как проявление магической функции языка (немецкого, русского, башкирского языков) // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 4 (58). Ч. 2. С. 61-63.
  10. Седаков И. А. Проклятие в народных болгарских песнях: этнолингвистика и фольклорная поэтика // Славянский и балканский фольклор. М.: Индрик, 2011. Вып. 11. С. 78-84.
  11. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. 831 с.
  12. Ясинская М. В. Света белого не видеть (тема глаз и зрения в формулах южнославянских проклятий) // Славяноведение. 2013. № 2. С. 79-89.

Информация об авторах

Мухамедьянова Гульшат Насибулловна

Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 мая 2018.
  • Опубликована: 28 июня 2018.

Ключевые слова

  • табу
  • сила слова
  • традиционная культура
  • славянский фольклор
  • тюркский фольклор
  • эвфемизмы
  • эмотивный компонент
  • благопожелания
  • пожелания зла
  • жанр проклятий
  • магическая функция слова
  • taboo
  • power of word
  • traditional culture
  • Slavic folklore
  • Turkic folklore
  • euphemisms
  • emotive component
  • good wishes
  • wishes of evil
  • genre of curses
  • magic word function

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)