• Научная статья
  • 27 июля 2018
  • Открытый доступ

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ: О ДУХОВНЫХ КОНЦЕРТАХ С. А. ДЕГТЯРЁВА В РЕПЕРТУАРЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО КАМЕРНОГО ХОРА

Аннотация

В статье обозначена проблема недостаточной изученности русского хорового искусства второй половины XVIII - начала XIX века и, в частности, творчества выдающегося русского композитора, дирижера С. А. Дегтярева. В последнее время стали появляться публикации А. В. Лебедевой-Емелиной, освещающие особенности его музыкального языка. В настоящей работе изложены результаты анализа двух концертов Дегтярева, вошедших в нотный сборник «Ленинградский камерный хор. Произведения из репертуара хора без сопровождения» составителя П. П. Левандо, и выявлены жанровые, структурные и другие особенности, объединяющие эти сочинения.

Источники

  1. Банникова И. И. Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: учебное пособие для студентов направления подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство (бакалавриат). Орел: Орловский гос. институт искусств и культуры, 2012. 99 с.
  2. Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла. Борислав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. 372 с.
  3. Горяйнов Ю. С. Степан Аникеевич Дегтярев. Изд-е 2-е, уточн. Белгород: Везелица, 1993. 73 с.
  4. Гусарчук Т. В. Бортнянский, Ведель, Дегтярев: к проблеме индивидуальности хоровых концертов // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: материалы международной конференции. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. С. 149-157.
  5. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765-1825). Каталог произведений: ноты. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 656 с.
  6. Лебедева-Емелина А. В. Степан Дегтярев. Двенадцать духовных концертов: для хора без сопровождения. М.: Издательство Православного центра «Живоносный источник», 2006. 196 с.
  7. Ленинградский камерный хор. Произведения из репертуара хора без сопровождения / сост. П. П. Левандо; послесл. изд-ва. М.: Сов. композитор, Ленингр. отделение, 1991. 144 с.
  8. Никольский А. В. Петр Ильич Чайковский как духовный композитор // Музыка и жизнь. 1908. № 10. С. 6-9.
  9. Рыцарева М. Г. Введение диссертации [Электронный ресурс] // Рыцарева М. Г. Российский хоровой концерт второй половины XVIII века: проблемы эволюции стиля: автореф. дисс. … д. искусствоведения. К., 1989. URL: http://www.dslib. net/muz-iskusstvo/rossijskij-horovoj-koncert-vtoroj-poloviny-xviii-veka.html (дата обращения: 02.07.2018).
  10. Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха), изъясненная по святоотеческим толкованиям. Православный приход Храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево, 2000. 1162 с.
  11. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие. СПб.: Лань, 1999. 496 с.

Информация об авторах

Головин Александр Владимирович

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 мая 2018.
  • Опубликована: 27 июля 2018.

Ключевые слова

  • композитор
  • тональность
  • фактура
  • контраст
  • часть
  • раздел
  • духовный концерт
  • псалом Давида
  • классическая форма
  • composer
  • tonality
  • texture
  • contrast
  • part
  • section
  • spiritual concert
  • Psalm of David
  • classical form

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)