• Научная статья
  • 30 сентября 2018
  • Открытый доступ

СОНАТА Б. БАРТОКА: КУЛЬМИНАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЖАНРА СОНАТЫ ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Аннотация

Статья обрисовывает местоположение Сонаты для скрипки соло Б. Бартока в процессе эволюции жанра в первой половине ХХ века. На примере детального анализа Сонаты для скрипки соло Б. Бартока прослеживаются формообразующие, стилистические, языковые, гармонические, структурные, интерпретаторские особенности композиторской техники середины ХХ века. Анализ структуры Сонаты выявляет применение Б. Бартоком закономерностей числового ряда Фибоначчи и пропорций точки «золотого сечения» в формообразовании. Обосновывается множественность вариантов исполнения данного произведения.

Источники

  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
  2. Задерацкий В. В. Полифония как принцип развития в сонатных формах Хиндемита и Шостаковича // Вопросы музыкальной формы: антология. М.: Музыка, 1967. Вып. 1. С. 67-97.
  3. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века / пер. с чеш.; общ. ред., вступ. ст. и коммент. Ю. Рагса и Ю. Холопова. М.: Музыка, 1976. 367 с.
  4. Нестеров С. И. Цикл сонат Эжена Изаи для скрипки соло // Научная мысль Кавказа. 2009. № 2 (58). С. 165-170.
  5. Нестьев И. В. Бела Барток. М.: Музыка, 1969. 800 с.
  6. Сабольчи Б., Бониш Ф. Жизнь Белы Бартока в иллюстрациях. Будапешт: Корвин, 1963. 160 с.
  7. Соколов А. С. Музыкальная композиция ХХ века. М.: Композитор, 1992. 272 с.
  8. Шнеерсон Г. В. Французская музыка ХХ века. М.: Музыка, 1970. 574 с.
  9. Bartok Bela. Weg und Werk. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1972. 382 S.
  10. Lendvai E. Einführung in die Formen- und Harmonienwelt Bartoks // Bela Bartok. Weg und Werk. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1972. S. 105-149.
  11. Szabolcsi B. Mensch und Natur in Bartoks Geisteswelt // List - Bartok: die Materialen II Internationale Kongress. Budapest: Akademia, 1968. S. 529-540.

Информация об авторах

Нестеров Сергей Игоревич

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 августа 2018.
  • Опубликована: 30 сентября 2018.

Ключевые слова

  • Б. Барток
  • соната для скрипки соло
  • венгерская музыка
  • двенадцатиступенная тональность
  • И. Менухин
  • числовой ряд Фибоначчи
  • B. Bartók
  • Sonata for Solo Violin
  • Hungarian music
  • twelve-tone tonality
  • I. Menukhin
  • Fibonacci sequence

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)