• Научная статья
  • 30 ноября 2018
  • Открытый доступ

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АВАНГАРДИСТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация

В статье эксплицируются онтологические основания авангардистского изобразительного искусства. Обращаясь к истории западноевропейской философии, автор показывает, что трансцендентальный дуализм феномена и ноумена послужил основой для импрессионизма, тогда как философские условия возможности авангардистских художественных практик лежат в области феноменологической онтологии. Показано, что трактовка бытия как феномена способствовала переосмыслению статуса воображаемого и утверждению интенциональных объектов в роли рабочего материала художников-сюрреалистов.

Источники

  1. Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.). Теория. История. Поэтика: в 2-х кн. / отв. ред. Ю. Н. Гирин. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Кн. 1. 598 с.
  2. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М. - СПб.: Медиум; Ювента, 1997. 312 с.
  3. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. СПб.: Университетская книга, 2000. 511 с.
  4. Гуссерль Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: ДИК, 1999. Т. 1. 336 с.
  5. Дианова В. М. Философия художественного авангарда в эпоху глобализации // Философия в поисках и спорах. Петербургские сюжеты / под ред. Б. В. Маркова, Ю. М. Шилкова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. С. 255-263.
  6. Дриккер А. С. Авангард в его исторической ретроспективе // Человек. 2011. № 1. С. 54-69.
  7. Жевак А. И. Художественный авангард в современной культуре: философский аспект // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. Вып. 1. С. 29-32.
  8. Кант И. Сочинения: в 6-ти т. M.: Мысль, 1964. Т. 3. 799 с.
  9. Ницше Ф. Избранные произведения: в 3-х т. М.: REFL-book, 1994. Т. 1. 352 с.
  10. Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. M.: Мысль, 1990. Т. 2. 830 с.
  11. Ортега-и-Гассет X. Запах культуры. М.: Алгоритм, 2006. 384 с.
  12. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993. 620 с.
  13. Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М.: Культура, 1993. 464 с.

Информация об авторах

Волков Алексей Владимирович

Петрозаводский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 августа 2018.
  • Опубликована: 30 ноября 2018.

Ключевые слова

  • искусство
  • авангард
  • импрессионизм
  • мимезис
  • философия
  • бытие
  • сущность
  • явление
  • феноменология
  • интенциональный объект
  • art
  • avant-garde
  • impressionism
  • mimesis
  • philosophy
  • being
  • essence
  • phenomenon
  • phenomenology
  • intentional object

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)