• Научная статья
  • 30 ноября 2018
  • Открытый доступ

ИСПЫТАНИЕ ЗНАНИЕМ: ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается познавательное измерение образования как некоторое испытательное пространство, формирующее горизонты восприятия действительности и критерии истинности. Подчеркивается, что процесс становления субъекта познания имеет экзистенциальные последствия, обретение знаний выступает как обретение само-бытности. Автор отмечает опасные тенденции в современных трансформациях образования, связанные с инфантилизацией субъекта, созданием у него иллюзорных представлений о своем познавательном статусе.

Источники

  1. Брызгалина Е. Философия образования в контексте традиций и инноваций // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования / отв. ред. М. С. Киселева. М.: ИФ РАН, 2010. Вып. 4. С. 3-18.
  2. Вульф К. Антропология воспитания. М.: Праксис, 2012. 295 с.
  3. Герлах Г.-М. Кант и Берлинское просвещение // Кантовский сборник. 2010. № 4. С. 13-20.
  4. Нуссбаум М. Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки / пер. с англ. М. Бендет; под науч. ред. А. Смирнова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 192 с.
  5. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2010. 144 с.
  6. Палей Е. В. Онтологические основания оценки в образовательном пространстве // Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений: тезисы докладов VII всероссийского философского конгресса (г. Уфа, 6-10 ноября 2015 г.): в 3-х т. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. Т. III.
  7. Палей Е. В. «Открытие» в образовательном пространстве // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2014. Вып. 7. С. 97-104.
  8. Урываев В. А. Феномен лиминальности и проблемы становления личности // Философия и/или новое интегративное знание - 3: сборник материалов всероссийской научной конференции / под ред. А. В. Азова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. С. 302-310.
  9. Фуко М. Что такое Просвещение [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000554/ index.shtml (дата обращения: 14.09.2018).
  10. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. Х.: Фолио, 2003. 503 с.
  11. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Республика, 1993. С. 345-361.
  12. Шелер М. Избранные произведения / пер. А. В. Денежкина, А. Н. Малинкина, А. Ф. Филиппова; под ред. А. В. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. 490 с.

Информация об авторах

Палей Елена Вадимовна

Ивановский государственный химико-технологический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 сентября 2018.
  • Опубликована: 30 ноября 2018.

Ключевые слова

  • испытание знанием
  • познавательное измерение образования
  • субъект познания
  • ценности образования
  • «лабораторность» образования
  • инфантилизация субъекта образования
  • testing by knowledge
  • cognitive dimension of education
  • cognition subject
  • education values
  • “laboratory” character of education
  • infantilization of education subject

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)