• Научная статья
  • 28 декабря 2018
  • Открытый доступ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАННЕГО ФОРМИРОВАНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В СИТУАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО БИЛИНГВИЗМА: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье обсуждаются перспективы дошкольного обучения иностранному языку в условиях искусственного билингвизма с позиций социально-культурного подхода. Основная цель обучения заключается в формировании вторичной языковой личности как целостной структуры, основы которой закладываются уже в дошкольном возрасте. Рассматриваются социально-онтологические основания, обеспечивающие объективные условия раннего формирования вторичной языковой личности, и специфика их реализации в современном российском обществе. В связи с этим выявляются основные направления отношений «индивид - общество», по которым осуществляется освоение языка, в том числе и иностранного.

Источники

  1. Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования. К.: Вища школа, 1979. 264 с.
  2. Воронцова Ю. А. Билингвизм как социальное и языковое явление // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 2 (75). С. 97-100.
  3. Зыкин А. В. Билингвизм как основа межкультурного и межэтнического взаимодействия: социально-философский анализ // Этносоциум и межнациональная культура. 2016. № 2 (92). С. 55-61.
  4. Ковалева С. С. Билингвизм как социально-коммуникативный процесс: автореф. дисс. … к. соц. н. М., 2006. 23 с.
  5. Куприна Т. В. Основные направления развития билингвального образования // Многоязычие в образовательном пространстве: сб. статей / ред. Т. И. Зеленина, Л. М. Малых, Н. М. Шутова. Ижевск: Удмуртский университет, 2014. С. 10-14.
  6. Легостаева О. В. Билингвизм как социокоммуникативный процесс // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. № 5. С. 52-61.
  7. Николаев С. Г. Феномен билингвизма: проблематика и исследовательские перспективы // Известия Южного федерального университета. 2013. № 3. С. 86-96.
  8. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Многоязычие в детском возрасте. СПб.: Златоуст, 2005. 274 с.
  9. Сахарова А. В. Формирование языковой личности: социально-философский аспект: дисс. … к. филос. н. Иваново, 2017. 180 с.
  10. Смирнова Е. В. Лингвометодические аспекты формирования вторичной языковой личности в процессе раннего обучения иностранному языку // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика, психология». 2015. № 2 (21). С. 149-152.
  11. Солнцева-Накова Е. Тенденции и перспективы развития двуязычного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 5. С. 70-73.
  12. Филимонова М. С., Крылов Д. А. Билингвизм как тенденция языкового развития современного общества [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5558 (дата обращения: 22.08.2018).
  13. Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность. М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 1995. С. 277-283.
  14. Черничкина Е. К. Детское двуязычие как специфический вид билингвизма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 7 (25). Ч. 2. С. 199-201.
  15. Черничкина Е. К. Искусственный билингвизм: вопросы интерференции // Инициативы XXI века. 2012. № 1. С. 193-195.

Информация об авторах

Сахарова Анна Владимировна

Московский государственный гуманитарно-технологический университет

Иванова Наталья Алексеевна

Московский государственный гуманитарно-технологический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 4 октября 2018.
  • Опубликована: 28 декабря 2018.

Ключевые слова

  • вторичная языковая личность
  • искусственный билингвизм
  • билингвальное поведение
  • языковая коммуникация
  • языковое сообщество
  • secondary linguistic personality
  • artificial bilingualism
  • bilingual behaviour
  • language communication
  • language community

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)