• Научная статья
  • 28 декабря 2018
  • Открытый доступ

ФИЛЬМ «ЗАВЕЩАНИЕ ДОКТОРА МАБУЗЕ» (1933) КАК ИТОГОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА РЕЖИССЁРА ФРИЦА ЛАНГА

Аннотация

В статье рассматривается художественное своеобразие фильма Фрица Ланга «Завещание доктора Мабузе» в соотнесении с ранними работами режиссёра. Делается вывод о том, что именно в этой картине автор, формально прибегая к техническим приёмам, свойственным немецкому экспрессионизму, отказывается от способов восприятия мира, характерных для этого художественного течения, и реализуется в жанре реалистического детектива. В работе обосновывается отказ от традиционного понимания киноленты как аллегории, направленной на разоблачение политики национал-социализма.

Источники

  1. Воронецкая-Соколова Ю. Г. Эволюция образа «особого человека» в зарубежном игровом кинематографе [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2014. Т. 20. URL: http://e-koncept.ru/2014/54463.htm (дата обращения: 11.10.2018).
  2. Гройс Б. Е. Порабощенные боги: кино и метафизика. «Метрополис», режиссер Фриц Ланг, «Матрица», режиссеры Энди и Ларри Вачовски [Электронный ресурс] // Искусство кино. 2005. № 9. URL: http://www.kinoart.ru/archive/2005/09/ n9-article13 (дата обращения: 11.10.2018).
  3. Гусев А. В. Спасение по правилам [Электронный ресурс]: триллер. URL: https://seance.ru/blog/only-once/ (дата обращения: 11.10.2018).
  4. Дединкин М. О. Макс Бекман. Произведения из музейных и частных собраний Гамбурга и Любека: каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2007. 144 с.
  5. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М.: Искусство, 1977. 321 с.
  6. Проект Антона Долина «100 фильмов, которые необходимо посмотреть». Обсуждаем фильм Фрица Ланга «Метрополис» (1927 год) [Электронный ресурс]. URL: https://radiomayak.ru/shows/episode/id/1106658/ (дата обращения: 25.10.2018).
  7. Субтитры к фильму «Доктор Мабузе, игрок» [Электронный ресурс]. URL: http://subs.com.ru/page.php?id=8469& highlight=MABUSE (дата обращения: 11.10.2018).
  8. Чечот И. Д. Эгон Шиле. Заметки в кабинете [Электронный ресурс] // Поэзия и критика. 1994. Вып. 1. URL: http://www.vavilon. ru/metatext/p_and_c/chechot.html (дата обращения: 11.10.2018).
  9. Швец Т. П. Образы и мотивы катастрофы в изобразительном искусстве немецкого экспрессионизма // Общество. Среда. Развитие. 2011. № 3 (20). С. 177-182.
  10. Шишин М. Ю. Основные черты стиля «метаисторический экспрессионизм» и его проявление в искусстве современных художников Сибири и Монголии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 11 (85). С. 208-212.
  11. Элькан О. Б. Антиномичность творческого метода экспрессионистов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 146-156.
  12. Юренеев Р. Н. Любовь и ненависть Зигфрида Кракауэра // Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. М.: Искусство, 1977. С. 5-10.
  13. Werner G. Fritz Lang and Goebbels: Myth and Facts // Film Quarterly. Forty years - a selection. Berkeley - Los Angeles - Oxford: University of California Рress, 1999. Р. 495-500.

Информация об авторах

Роман Сергей Николаевич

Государственный гуманитарно-технологический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 октября 2018.
  • Опубликована: 28 декабря 2018.

Ключевые слова

  • киноискусство
  • история художественно-игрового кино
  • экспрессионизм
  • детективный фильм
  • национал-социализм
  • Фриц Ланг
  • cinematography
  • history of fiction film
  • expressionism
  • detective movie
  • National Socialism
  • Fritz Lang

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)