• Научная статья
  • 28 декабря 2018
  • Открытый доступ

МЕТАМОРФОЗЫ ВАЛЬСА В РУССКОЙ МУЗЫКЕ XIX ВЕКА

Аннотация

В статье рассматривается бытование жанра вальса в русской музыкальной культуре XIX века и его эволюция. Первым русским классическим вальсом следует считать «Вальс-фантазию» М. Глинки. Особенность русских вальсов заключается в тесной связи вокальных и танцевальных жанров, с этим сопряжена большая гибкость вальсовой формулы. Наряду с вокальной и фортепианной миниатюрами в русской музыке вальс нашел свое место в сюитах и симфониях, оперных и балетных спектаклях. Авторы отмечают, что, начиная с любительского бытового музицирования начала века, вальс поднялся до масштабных концертных сочинений в творчестве П. Чайковского и А. Глазунова, до философских размышлений и широких обобщений.

Источники

  1. Абдуллина Г. В. Инструментальная пассакалия на рубеже XX-XXI веков // Лики музыки XXI века: приношение Галине Уствольской, Борису Тищенко: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. С. 212-223.
  2. Асафьев Б. В. О музыке Чайковского. Л.: Музыка (Ленингр. отд-е), 1972. 376 с.
  3. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. 199 с.
  4. Брянцева В. Н. О претворении вальсовости в творчестве П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова // С. В. Рахманинов. К 120-летию со дня рождения (1873-1993): материалы научной конференции. М., 1995. С. 120-129.
  5. Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки. Л.: Музыка, 1980. 202 с.
  6. Житомирский Д. В. Балеты П. И. Чайковского. М.: Музгиз, 1957. 120 с.
  7. Ивановский Н. Бальный танец XVI-XIX веков: учеб. пособие. М.: Музыка, 1978. 256 с.
  8. Немировская И. А. Феномен детства в творчестве отечественных композиторов второй половины XIX - первой половины ХХ веков: автореф. дисс. … д. искусствоведения. Магнитогорск, 2011. 48 с.
  9. Петровский Л. Г. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Х.: Типография университета, 1825. 145 с.
  10. Сохор А. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971. С. 292-310.

Информация об авторах

Абдуллина Галина Вадимовна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Сюй Жун

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 октября 2018.
  • Опубликована: 28 декабря 2018.

Ключевые слова

  • вальс
  • вальсовость
  • танцевальные жанры
  • бал
  • выразительность
  • фортепиано
  • быт
  • поэтика
  • ритмическая формула
  • интонационность
  • вальс-портрет
  • М. И. Глинка
  • П. И. Чайковский
  • А. К. Глазунов
  • балет
  • метаморфозы
  • переосмысление
  • А. С. Пушкин
  • waltz
  • waltz nature
  • dance genres
  • ball
  • expressiveness
  • piano
  • everyday life
  • poetics
  • rhythmic formula
  • intonation nature
  • waltz-portrait
  • M. I. Glinka
  • P. I. Tchaikovsky
  • A. K. Glazunov
  • ballet
  • metamorphoses
  • reconsideration
  • A. S. Pushkin

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)