• Научная статья
  • 28 декабря 2018
  • Открытый доступ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗИРОВАННАЯ ЛИРИКА» В КЛАССИЧЕСКОМ ПИАНИЗМЕ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ФУГИ IN F ИЗ “LUDUS TONALIS” ХИНДЕМИТА)

Аннотация

В статье на примере Фуги in F из фортепианного цикла П. Хиндемита “Ludus tonalis” прокомментирован феномен «интеллектуализированной лирики», который, по мнению автора, является ключевым для понимания самой сути классического пианизма ХХ века. Автор выступает против пианистической трактовки полифонической музыки Хиндемита как рациональной, исключающей проявление живого чувства. В работе высказана гипотеза о том, что именно психологический настрой пианиста на выявление интервальной семантики фуги расширяет возможности интерпретации за счет внесения субъективности в предельно объективный текст композитора, не нарушая при этом его замысла.

Источники

  1. Алексеев А. История фортепианного искусства. М.: Музыка, 1988. 415 с.
  2. Бергер Л. Контрапунктические принципы композиции в творчестве Хиндемита и его фортепианный цикл “Ludus tonalis” // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: сборник научных статей. М.: Музыка, 1971. С. 187-221.
  3. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974. 448 с.
  4. Ли Мэнтин. Диалог Хиндемита с французской музыкальной культурой в фортепианном творчестве композитора // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). Ч. 2. С. 112-115.
  5. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика-XXI, 2003. 148 с.
  6. Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование. Исторические очерки. М.: Музыка, 1990. 156 с.
  7. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника. М.: Музыка, 1966. 219 с.
  8. Рабинович Д. Исполнитель и стиль. М.: Классика-XXI, 2008. 210 с.
  9. Холопов Ю. Н. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита // Музыка и современность: сборник статей. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. Вып. 1. С. 303-338.
  10. Цахер И. Фуга как феномен музыкального мышления (Бетховен. Хиндемит. Танеев. Шостакович). М.: Композитор, 2005. 240 с.
  11. Чинаев В. Стиль модерн и пианизм Рахманинова // Музыкальная академия. 1993. № 2. С. 200-203.

Информация об авторах

Ли Мэнтин

Линьиский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 июня 2018.
  • Опубликована: 28 декабря 2018.

Ключевые слова

  • фортепианная музыка
  • Хиндемит
  • “Ludus tonalis”
  • Фуга in F
  • классический пианизм
  • неоклассицизм
  • «интеллектуализированная лирика»
  • piano music
  • Hindemith
  • Fuga in F
  • classical pianism
  • neoclassicism
  • “intellectualized lyrics”

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)