• Научная статья
  • 10 февраля 2019
  • Открытый доступ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПЛАН КАК ПАРТИТУРНЫЙ КОНСТРУКТ

Аннотация

В статье рассматривается феномен плана исполнения музыкального произведения, теоретической основой которого является интерпретация. Актуальность обращения к изучению проблем «живого» исполнения связана с переоценкой значения исполнительского искусства в современной культуре. Автор анализирует специфику партитурной структуры плана исполнения, обосновывает неизбежность субъективности музыкальной интерпретации. Исполнительский план представляет собой теоретическую модель исполнения, которая видоизменяется в «живом» исполнении под воздействием актуальной информации, носителем которой является исполнитель.

Источники

  1. Абульханова К. А., Славская А. Н. Субъект в философской антропологии и онтологической концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн / под ред. К. А. Абульхановой. М.: РОССПЭН, 2010. С. 23-76.
  2. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989. 243 с.
  3. Арановский М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 341 с.
  4. Аркадьев М. А. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического исследования. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Библос, 1993. 168 с.
  5. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против»: сб. статей. М.: Прогресс, 1975. С. 114-163.
  6. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / пер. с фр.; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 413-423.
  7. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407.
  8. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 492 с.
  9. Векслер Ю. С. Музыка-послание и музыка-автобиография: об актуальности «старой» музыкальной герменевтики // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 1. С. 11-20.
  10. Григорьев В. Ю. Вопросы исполнительской формы и пути её реализации // Музыкальное исполнительство и современность: сб. статей. М.: Музыка, 1988. Вып. 1. С. 69-86.
  11. Григорьев В. Ю. Исполнитель и эстрада. М. - Магнитогорск: Московская государственная консерватория; Магнитогорская государственная консерватория, 1998. 153 с.
  12. Григорьев В. Ю. О роли времени в исполнительском процессе // Вопросы исполнительского искусства: сб. трудов / Московская государственная консерватория. М.: МГК им. Чайковского, 1981. С. 3-14.
  13. Дорфман Л. Я. Психология искусства в зеркале культурно-исторического и естественнонаучного подходов // Искусство в контексте информационной культуры: сб. статей. М.: Смысл, 1997. Вып. 4. С. 23-33.
  14. Елина С. Екатерина Мечетина: «Самое важное - вхождение в состояние музыки…» // Музыкальная академия. 2012. № 2. С. 69-71.
  15. Здобнов Р. Исполнительство - род художественного творчества // Эстетические очерки / сост. и общ. ред. С. Х. Раппопорт. М.: Музыка, 1967. Вып. 2. С. 98-149.
  16. Зорин А. Как написать диссертацию [Электронный ресурс]. URL: https://syg.ma/@shaninka/andriei-zorin-kak-napisat-dissiertatsiiu (дата обращения: 14.10.2018).
  17. Ивлева А. Ю. Перевод художественного текста как реинтерпретация художественной картины мира // Вестник научных конференций. 2016. № 1 (5). Ч. 4. С. 48-55.
  18. Кочнов В. Екатерина Мечетина: «Если ты сам не горишь - никто в зале не загорится» [Электронный ресурс]. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/ekaterina-mechetina-interview-may2016/ (дата обращения: 06.12.2018).
  19. Кремер Г. Обратившись внутрь себя // Музыкальная академия. 1994. № 3. С. 10-14.
  20. Мазель Л. А. О типах творческого замысла // Советская музыка. 1976. № 5. С. 19-31.
  21. Максимова М. В. Реинтерпретация художественного текста // Культура. Духовность. Общество. 2013. № 7. С. 66-70.
  22. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / пер. с нем.; ред., прим. И вступ. ст. Г. М. Когана. М.: Музыка, 1966. 220 с.
  23. Муравьёва И. О чем надо думать, играя? Люка Дебарг выступил с сольной программой в Концертном зале Мариинского театра [Электронный ресурс] // Российская газета. 2015. 15 июля. URL: https://rg.ru/2015/07/16/luca.html (дата обращения: 14.10.2018).
  24. Носырев И. Константин Богомолов - о театре, постмодернизме и своей роли в истории [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3190813 (дата обращения: 14.10.2018).
  25. Рагс Ю. Н. Музыкальное мышление в свете психологических закономерностей музыкально-слухового процесса // Художественное образование и наука. 2016. № 1. С. 17-22.
  26. Рагс Ю. Н. Уровни и содержание музыковедческих измерений // Эстетика: информационный подход. Проблемы информационной культуры / ред. Ю. Зубов, В. Петров. М.: Смысл, 1997. Вып. 5. С. 14-41.
  27. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АН СССР, 1957. 330 с.
  28. Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс, 2002. 239 с.
  29. Сурнина Н., Овчинников И. «Тут вибрируем - тут не вибрируем». Скрипач и дирижер Илья Король об аутентичном исполнительстве, символике музыки Баха и несовершенстве музыкального образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/interview/ilya-korol-2018/ (дата обращения: 06.12.2018).
  30. Тимофеев Я. Василий Петренко о дирижировании [Электронный ресурс]. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/ interview/vasily-petrenko-2017/ (дата обращения: 06.12.2018).
  31. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.
  32. Холопова В. Н. Музыкальная герменевтика, музыкальная семантика, музыкальное содержание: сравнение возможностей // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 1. C. 20-29.
  33. Хохлова А. Л. Концептосфера музыкального искусства // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2015. № 1. C. 29-41.
  34. Чередниченко Т. В. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Чередниченко Т. В. Избранное / сост. Т. С. Кюрегян. М.: Московская консерватория, 2012. С. 187-212.
  35. Черниговская Т. Когнитивный романтизм в зеркале контекстов // Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. M.: Языки славянской культуры, 2013. С. 320-325.
  36. Юсипей Р. Творчество интерпретатора - это работа гениального переводчика. Дирижер Андрей Борейко о Курентзисе, Юровском, Петренко, Сильвестрове и преимуществах one night stand в работе с оркестром [Электронный ресурс]. URL: http://yarcenter.ru/articles/culture/music/tvorchestvo-interpretatora-eto-rabota-genialnogo-perevodchika/ (дата обращения: 06.12.2018).
  37. Boissard B. Une interview de Lucas Debargue [Электронный ресурс]. URL: http://parlonspiano.com/pianonews/517/une-interview-de-lucas-debargue#.W_VIu1xR1Rb (дата обращения: 06.12.2018).
  38. Harnoncourt N. Musik als Klangrede. Wege zu einem neuen Musikverständnis. Essays und Vorträge. Salzburg: Residenz Verlag, 1982. 369 S.

Информация об авторах

Ивонина Людмила Фёдоровна

Пермский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 ноября 2018.
  • Опубликована: 10 февраля 2019.

Ключевые слова

  • музыкальное исполнительство
  • исполнительский план
  • интерпретация
  • исполнение
  • музыкальное мышление
  • структура исполнительского плана
  • концептосфера исполнительского искусства
  • «звукотворческая воля»
  • субъективность интерпретации
  • musical performance
  • performance plan
  • interpretation
  • performance
  • musical thinking
  • structure of performance plan
  • conceptual sphere of performing art
  • “sound-making will”
  • subjectivity of interpretation

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)