• Научная статья
  • 10 февраля 2019
  • Открытый доступ

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ТВОРЧЕСТВА СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА НА КИТАЙСКУЮ ФОРТЕПИАННУЮ МУЗЫКУ ХХ ВЕКА

Аннотация

Цель статьи и ее новизна заключаются в том, что впервые в отечественном музыкознании рассматриваются исторические параллели и точки пересечения творческого пути, эстетики и стиля Сергея Прокофьева с китайской фортепианной музыкой ХХ - начала ХXI века. Актуальность предложенного материала обусловлена, с одной стороны, потребностью «расширить горизонты» исследования влияний Прокофьева на мировые музыкальные процессы, с другой - назревшей необходимостью обобщить опыт, отражающий эволюцию китайской фортепианной музыки за последнее столетие. В работе представлены результаты изучения исторических параллелей между творчеством Прокофьева и китайской фортепианной школой, а также широкая панорама длительного и плодотворного взаимодействия русской и китайской культур на разных временны́х этапах. Каждый из них отличается как особым форматом, так и спецификой эстетико-стилевых характеристик.

Источники

  1. Айзенштадт С. А. Из истории русской музыкальной эмиграции в Шанхае 30-х годов ХХ столетия: С. Аксаков и А. Черепнин // Культурное наследие России и русское зарубежье в XXI веке: материалы Международной научно-просветительской конференции. Хабаровск: Хабаровский государственный институт искусств и культуры, 2015. С. 3-13.
  2. Гаккель Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века. М.: Сов. композитор, 1976. 298 с.
  3. Рубан Н. О. А. Черепнин: ученик и учитель // Современная музыкальная педагогика: диалог традиций и школ: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 10-14 октября 2014 г.). Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2015. С. 243-249.
  4. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. СПб.: Композитор, 2014. 336 с.
  5. Цюй Ва. Из истории коллективного творчества китайских композиторов в 60-70-е годы ХХ века // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2013. С. 28-32.
  6. Цюй Ва. Традиции М. П. Мусоргского в фортепианном искусстве современного Китая: влияния или параллели? // М. П. Мусоргский: истоки, истина, искусство: сборник статей и материалов Международной научной конференции, посвященной 175-летию со дня рождения М. П. Мусоргского. СПб.: Российский институт истории искусств, 2015. С. 109-118.
  7. Цюй Ва. Фортепианные транскрипции китайских композиторов на темы из национальной инструментальной музыки 1970-х годов // Сравнительное искусствознание - XXI век: сборник статей и материалов. СПб.: Российский институт истории искусств, 2015. С. 74-79.
  8. 赵晓生。 焕发新的艺术青春 - 刘诗昆先生访问记 // 《钢琴艺术》, 人民音乐出版社, 北京, 1997 年, 第 1 期, 6-9 页 (Чжао Сяошэн. Новый расцвет молодости - интервью с господином Лю Шикунь // Фортепианное искусство. Пекин: Китайское народное музыкальное издательство, 1997. Вып. 1. С. 6-9).
  9. 赵晓生。 圣彼得堡 - 北京 - 纽约 - 殷承宗先生访谈录 // 《钢琴艺术》, 人民音乐出版社, 北京, 1996 年, 第 6 期, 4-9 页 (Чжао Сяошэн. Санкт-Петербург - Пекин - Нью-Йорк - интервью с господином Ин Чензонг // Фортепианное искусство. Пекин: Китайское народное музыкальное издательство, 1996. Вып. 6. С. 4-9).
  10. 储望华艺术文集/储望华著 - 合肥: 安徽文艺出版社, 2013 年, 270 页 (Чу Ванхуа. Сборник статей о музыке. Хэфэй: Культура и искусство, 2013. 270 с.).

Информация об авторах

Цюй Ва

Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 ноября 2018.
  • Опубликована: 10 февраля 2019.

Ключевые слова

  • Сергей Прокофьев
  • русские музыканты в Китае
  • китайское фортепианное искусство
  • музыка ХХ века
  • китайские студенты в России
  • Sergei Prokofiev
  • Russian musicians in China
  • Chinese piano art
  • music of the ХХ century
  • Chinese students in Russia

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)