• Научная статья
  • 10 марта 2019
  • Открытый доступ

ЭСТЕТИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация

В данной статье критически осмысливается современная образовательная парадигма, в центре которой скрываются капиталистические отношения, изменяющие само предназначение образования как формы воспроизводства личности. Современные технологии, общий кризис образовательной системы, сопряжённые с процессами мировой глобализации и капитализации отношений между людьми, формируют новый тип личности, в том числе через наполнение эстетического начала человеческой жизни рыночными идеалами и образами. Задачей является осмысление процесса эстетизации в образовательной сфере как системообразующего фактора, отвечающего за конечный результат - формирование личности. Автор, опираясь на концепты эстетического В. Беньямина и Г. Шульце, показывает имманентное содержание эстетического и эстетизации на современном этапе развития общества. Особое внимание уделяется фигуре преподавателя в современной высшей школе, а также целям и задачам, которые ставит перед ним современная система образования.

Источники

  1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / пер. с нем.; под ред. Ю. А. Здорового. М.: Медиум, 1996. 65 с.
  2. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: в 14-ти т. М.: Книга по Требованию, 2012. Т. 13. Лекции по эстетике. Кн. 2. 363 с.
  3. Замятин Е. И. Мы. М.: Проф-Издат, 2011. 320 с.
  4. Кант И. Сочинения: в 6-ти т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Метафизика нравов. 478 с.
  5. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 712 с.
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений: в 50-ти т. Изд-е 2-е. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. Т. 23. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. 784 с.
  7. Меньчиков Г. П. Неоклассическая философия: сущность, содержание, значение // Ученые записки Казанского государственного университета. 2013. Т. 155. Кн. 1. Гуманитарные науки. С. 105-116.
  8. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/ (дата обращения: 30.01.2019).
  9. Шатунова Т. М. Эстетика социального (эстетическое начало в процессе идентификации современного человека): учебное пособие. Казань: Казанский ун-т, 2012. 140 с.
  10. Britt L. Fascism Anyone? // Free Inquiry Magazine. 2003. Vol. 22. № 2. Р. 20-21.
  11. Dunning Т. J. Trades’ Unions and Strikes: Their Philosophy and Intention. L., 1860. 52 p.
  12. Ritzer G. The McDonaldization of Society 5. Los Angeles: Pine Forge Press, 2008. 309 р.
  13. Schmitt C. Politische Romantik. München: Duncker & Humblot, 1925. 234 S.
  14. Schulze G. Die Erlebnisgesellschaft: Kultursoziologie der Gegenwart. 2. Aufl. Frankfurt - N. Y.: Campus, 1992. 765 S.

Информация об авторах

Дзюбенко Регина Гиясовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 января 2019.
  • Опубликована: 10 марта 2019.

Ключевые слова

  • философия
  • эстетическое
  • эстетизация
  • образование
  • рациональность
  • метафизика
  • образовательный процесс
  • philosophy
  • aesthetic
  • aestheticization
  • education
  • rationality
  • metaphysics
  • educational process

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)