• Научная статья
  • 10 марта 2019
  • Открытый доступ

ЖАНРОВАЯ МОДУЛЯЦИЯ И ЖАНРОВЫЙ СИНТЕЗ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения эстрадной песни. На основе сравнительного анализа исполнительских интерпретаций песен «Беда» (музыка и стихи В. Высоцкого) и «На тот большак» (музыка М. Фрадкина на стихи Н. Доризо) доказывается, что изменение аранжировки, свободное отношение к авторскому тексту и различная исполнительская манера могут трансформировать жанр эстрадной песни, изначально заложенный в композиторском замысле, через такие явления, как жанровая модуляция (переход в другой жанр) или жанровый синтез (сочетание нескольких жанров).

Источники

  1. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово: в 3-х ч. М.: Музыка, 1978. Ч. 2, 3. Интонация. Композиция. 368 с.
  2. Высоцкий В. С. Беда [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7hQxV0tq-vA (дата обращения: 03.02.2019).
  3. Гурченко Л. М. На тот большак [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=AcwSp21oI10 (дата обращения: 03.02.2019).
  4. Зак В. И. О мелодике массовой песни. М.: Советский композитор, 1979. 357 с.
  5. Конен В. Д. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. 160 с.
  6. Кулаковский Л. В. Песня, ее язык, структура, судьбы. М.: Советский композитор, 1962. 342 с.
  7. Левко В. На тот большак [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=IAmXdwWun0U (дата обращения: 03.02.2019).
  8. Мазель Л. А. Песня о фонарике // Мазель Л. А. Этюды о Шостаковиче: статьи и заметки о творчестве. М.: Советский композитор, 1986. С. 153-160.
  9. Пугачева А. Б. Беда [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=0ORVXeuXcas (дата обращения: 03.02.2019).
  10. Сикоева Е. Ю. Песня в структуре кинотекста: опыт анализа // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 4 (63). С. 97-101.
  11. Цукер А. М. Отечественная массовая музыка 1960-1990 гг.: учебное пособие. Изд-е 2-е, доп. СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. 256 с.
  12. Шак Т. Ф., Куцурова А. Ф. Поэзия М. Цветаевой в жанре отечественной эстрадной песни (к проблеме исполнительской интерпретации) // Русская литература в судьбах отечественной культуры: материалы Международной научно-практической конференции (г. Краснодар, 9-10 апреля 2015 г.). Краснодар: КГУКИ, 2015. С. 431-438.
  13. Шак Т. Ф., Маевская И. В. Интерпретация эстрадной песни в контексте проблем музыкальной драматургии // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: сборник трудов Международной научной конференции (г. Москва, 13-18 апреля 2015 г.) / ред.-сост. Г. Консон. М.: Liteo, 2015. С. 548-558.
  14. Шак Т. Ф., Сикоева Е. Ю. Песня А. Пахмутовой «Нежность»: от автономной музыки к прикладной // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 1 (68). С. 54-57.
  15. Шнитке А. Б. Песни А. Петрова 60-х годов // Критика и музыкознание: сб. статей. Л.: Музыка, 1980. Вып. 2. С. 169-184.

Информация об авторах

Маевская Илона Владимировна

Краснодарский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 января 2019.
  • Опубликована: 10 марта 2019.

Ключевые слова

  • эстрадная песня
  • жанр
  • интерпретация
  • жанровая модуляция
  • жанровый синтез
  • аранжировка
  • variety song
  • genre
  • interpretation
  • genre modulation
  • genre synthesis
  • arrangement

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)