• Научная статья
  • 10 апреля 2019
  • Открытый доступ

СЕМАНТИКА ЗВУКА И ВОКАЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ В НАРОДНО-ПЕСЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи семантики звука и артикуляции в народных песенных традициях. Подробно проанализировано звучание человеческого голоса, которое имеет в этнических культурах особое значение. Основные положения и выводы российских ученых, касающиеся семантики звука в народной музыкальной культуре, проиллюстрированы результатами исследований мордовской народно-песенной традиции. Песенная культура мокши и эрзи наряду с общими для большинства народных традиций признаками обладает собственной спецификой и самобытностью, проявляющейся, в частности, в артикуляции. На примере определенных песенных жанров мокша-эрзянского фольклора показана связь артикуляции и жанровой принадлежности песенного образца, а также непосредственная связь артикуляции и той семантической наполненности, которая заложена народной традицией в фольклорное произведение.

Источники

  1. Агапкина Т. А. Звуковой образ времени и ритуала (на материале весенней обрядности славян) // Мир звучащий и мир молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999. С. 17-50.
  2. Бояркин Н. И. К вопросу о роли вокальной и инструментальной музыки в мордовских обрядах и ее жанровой специфике // Вопросы мордовского фольклора: сб. статей. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1977. Вып. 56. С. 76-103.
  3. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1983. 184 с.
  4. Бояркин Н. И. Стили мордовской вокальной полифонии // Бояркин Н. И. Хоровое сольфеджирование: в 2-х ч. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1995. Ч. 1. Лады и многоголосные формы мордовской народной вокальной музыки. С. 4-8.
  5. Бояркин Н. И. Эрзянские приуроченные песни и плачи Заволжья // Памятники Мордовского народного музыкального искусства: в 3-х т. / сост. Н. И. Бояркин. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1988. Т. 3. С. 15-51.
  6. Бояркин Н. И., Бояркина Л. Б. Народная музыка // Мордва. Этническая история мордовского народа. Хозяйство и материальная культура. Общественная жизнь и духовная культура / сост. С. С. Маркова. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2004. С. 494-523.
  7. Бояркина Л. Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности) // Современное песенное искусство мордвы / сост. и отв. ред. Н. И. Бояркин. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1984. Вып. 74. С. 78-110.
  8. Булычева Н. Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003. 240 с.
  9. Дорохова Е. А. Виды ритуального вокального интонирования и структура традиционного сообщества // Голос и ритуал: мат-лы конференции. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1995. С. 89-93.
  10. Егорова И. Л. К вопросу о корреляции вербального и музыкального компонентов фольклорного текста // Этномузыкология. 2014. № 1. С. 31-37.
  11. Земцовский И. И. Артикуляция фольклора как знак этнической культуры // Этнознаковые функции культуры / ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1991. С. 152-189.
  12. Земцовский И. И. Интонирование как мышление Homo Musicans // Земцовский И. И. Из мира устных традиций: заметки впрок (к 70-летию И. И. Земцовского). СПб.: РИИИ, 2006. С. 71-88.
  13. Земцовский И. И. О двух основных аспектах социологического изучения народной музыки // Земцовский И. И. Из мира устных традиций: заметки впрок (к 70-летию И. И. Земцовского). СПб.: РИИИ, 2006. С. 50-60.
  14. Касьянова И., Чувашев М. Мордовские (эрзянские) причитания. М.: Советский композитор, 1979. 100 с.
  15. Колесникова С. В. Народная песня в исполнительской практике: учеб.-метод. пособие. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2016. 104 с.
  16. Мордва: историко-культурные очерки / рук. авт. колл. Н. П. Макаркин. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1995. 624 с.
  17. Народное музыкальное творчество: учебник / под ред. О. А. Пашиной. СПб.: Композитор, 2009. 568 с.
  18. Орлов Г. А. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2005. 440 с.
  19. Ромодин А. В. Звучащее и неслышимое: голоса в традиционной культуре // Голос в культуре: артикуляция и тембр: сб. статей. СПб.: ГНИУК РИИИ, 2007. С. 36-51.
  20. Ромодин А. В. Ритуальные и художественные голоса в традиционной культуре // Вопросы инструментоведения: статьи и материалы конференции. СПб.: РИИИ, 2004. Вып. 5. Ч. 2. С. 177-183.
  21. Рубцов А. Ф. Статьи по музыкальному фольклору. М. - Л.: Советский композитор, 1973. 221 с.
  22. Самородов К. Т. Мордовская обрядовая поэзия. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1980. 168 с.
  23. Толстая С. М. Звуковой код традиционной народной культуры // Мир звучащий и мир молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999. С. 9-16.
  24. Толстая С. М. Обрядовое голошение: лексика и семантика // Голос и ритуал: мат-лы конференции. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1995. С. 60-62.
  25. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. Вып. 1. 220 с.
  26. Шуляев А. Д. Жизнь и песня. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1986. 172 с.
  27. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: в 2-х ч. М.: Музыка, 2007. Ч. 1. История, бытование, музыкально-поэтические особенности. 400 с.

Информация об авторах

Гулая Татьяна Николаевна

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 февраля 2019.
  • Опубликована: 10 апреля 2019.

Ключевые слова

  • традиционная культура
  • музыкальный фольклор
  • народно-песенные традиции мордвы
  • звуковая семантика
  • вокальная артикуляция
  • traditional culture
  • musical folklore
  • the Mordovians’ folk-song traditions
  • sound semantics
  • vocal articulation

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)