• Original research article
  • April 10, 2019
  • Open access

SEMANTICS OF SOUND AND VOCAL ARTICULATION IN FOLK-SONG TRADITIONS: PROBLEM OF INTERRELATION (BY THE EXAMPLE OF THE MORDOVIAN SONG FOLKLORE)

Abstract

The article deals with the interrelation of the semantics of sound and articulation in folk-song traditions. The sound of human voice, which is of particular importance in ethnic cultures, is analysed in detail. The main points and conclusions of the Russian scientists concerning the semantics of sound in folk musical culture are illustrated by the results of the studies of the Mordovian folk-song tradition. The song culture of the Moksha and the Erzya, along with the features common for the majority of folk traditions, has its own specificity and originality manifested, in particular, in articulation. By the example of certain song genres of the Moksha-Erzya folklore, the connection of articulation and genre affiliation of a song sample, as well as the direct connection of articulation and semantic fullness, which is embedded in a folklore work by the folk tradition, is shown.

References

  1. Агапкина Т. А. Звуковой образ времени и ритуала (на материале весенней обрядности славян) // Мир звучащий и мир молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999. С. 17-50.
  2. Бояркин Н. И. К вопросу о роли вокальной и инструментальной музыки в мордовских обрядах и ее жанровой специфике // Вопросы мордовского фольклора: сб. статей. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1977. Вып. 56. С. 76-103.
  3. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1983. 184 с.
  4. Бояркин Н. И. Стили мордовской вокальной полифонии // Бояркин Н. И. Хоровое сольфеджирование: в 2-х ч. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1995. Ч. 1. Лады и многоголосные формы мордовской народной вокальной музыки. С. 4-8.
  5. Бояркин Н. И. Эрзянские приуроченные песни и плачи Заволжья // Памятники Мордовского народного музыкального искусства: в 3-х т. / сост. Н. И. Бояркин. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1988. Т. 3. С. 15-51.
  6. Бояркин Н. И., Бояркина Л. Б. Народная музыка // Мордва. Этническая история мордовского народа. Хозяйство и материальная культура. Общественная жизнь и духовная культура / сост. С. С. Маркова. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 2004. С. 494-523.
  7. Бояркина Л. Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности) // Современное песенное искусство мордвы / сост. и отв. ред. Н. И. Бояркин. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1984. Вып. 74. С. 78-110.
  8. Булычева Н. Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2003. 240 с.
  9. Дорохова Е. А. Виды ритуального вокального интонирования и структура традиционного сообщества // Голос и ритуал: мат-лы конференции. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1995. С. 89-93.
  10. Егорова И. Л. К вопросу о корреляции вербального и музыкального компонентов фольклорного текста // Этномузыкология. 2014. № 1. С. 31-37.
  11. Земцовский И. И. Артикуляция фольклора как знак этнической культуры // Этнознаковые функции культуры / ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1991. С. 152-189.
  12. Земцовский И. И. Интонирование как мышление Homo Musicans // Земцовский И. И. Из мира устных традиций: заметки впрок (к 70-летию И. И. Земцовского). СПб.: РИИИ, 2006. С. 71-88.
  13. Земцовский И. И. О двух основных аспектах социологического изучения народной музыки // Земцовский И. И. Из мира устных традиций: заметки впрок (к 70-летию И. И. Земцовского). СПб.: РИИИ, 2006. С. 50-60.
  14. Касьянова И., Чувашев М. Мордовские (эрзянские) причитания. М.: Советский композитор, 1979. 100 с.
  15. Колесникова С. В. Народная песня в исполнительской практике: учеб.-метод. пособие. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2016. 104 с.
  16. Мордва: историко-культурные очерки / рук. авт. колл. Н. П. Макаркин. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1995. 624 с.
  17. Народное музыкальное творчество: учебник / под ред. О. А. Пашиной. СПб.: Композитор, 2009. 568 с.
  18. Орлов Г. А. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2005. 440 с.
  19. Ромодин А. В. Звучащее и неслышимое: голоса в традиционной культуре // Голос в культуре: артикуляция и тембр: сб. статей. СПб.: ГНИУК РИИИ, 2007. С. 36-51.
  20. Ромодин А. В. Ритуальные и художественные голоса в традиционной культуре // Вопросы инструментоведения: статьи и материалы конференции. СПб.: РИИИ, 2004. Вып. 5. Ч. 2. С. 177-183.
  21. Рубцов А. Ф. Статьи по музыкальному фольклору. М. - Л.: Советский композитор, 1973. 221 с.
  22. Самородов К. Т. Мордовская обрядовая поэзия. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1980. 168 с.
  23. Толстая С. М. Звуковой код традиционной народной культуры // Мир звучащий и мир молчащий: семиотика звука и речи в традиционной культуре славян / ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 1999. С. 9-16.
  24. Толстая С. М. Обрядовое голошение: лексика и семантика // Голос и ритуал: мат-лы конференции. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1995. С. 60-62.
  25. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. Вып. 1. 220 с.
  26. Шуляев А. Д. Жизнь и песня. Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1986. 172 с.
  27. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: в 2-х ч. М.: Музыка, 2007. Ч. 1. История, бытование, музыкально-поэтические особенности. 400 с.

Author information

Tat’yana Nikolaevna Gulaya

Ogarev Mordovia State University

About this article

Publication history

  • Received: February 8, 2019.
  • Published: April 10, 2019.

Keywords

  • традиционная культура
  • музыкальный фольклор
  • народно-песенные традиции мордвы
  • звуковая семантика
  • вокальная артикуляция
  • traditional culture
  • musical folklore
  • the Mordovians’ folk-song traditions
  • sound semantics
  • vocal articulation

Copyright

© 2019 The Author(s)
© 2019 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)