• Научная статья
  • 10 апреля 2019
  • Открытый доступ

«ПОРОХОВЫЕ КАРТИНЫ» ЦАЙ ГОЦЯНА КАК ДИАЛОГ ВОСТОКА И ЗАПАДА В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

Аннотация

Данная статья посвящена идее диалога искусства Востока и Запада, отраженной в творчестве китайского художника Цай Гоцяна. Основным объектом исследования в работе выступают «пороховые картины», созданные Цай Гоцяном после эмиграции. В исследовании анализируются особенности творческой идеологии художника и отличительные черты его произведений. На основе искусствоведческого анализа знаковых «пороховых картин», созданных Цай Гоцяном в конце ХХ - начале XXI в., изучается концепция использования традиционных восточных и новаторских западных элементов в его художественной практике. Автор проводит сравнительный анализ мнений различных китайских художественных критиков относительно творчества художника и его вклада в искусство, в развитие межкультурного диалога Востока и Запада. Рассмотрено влияние творчества Цай Гоцяна на современное мировое искусство.

Источники

  1. Цай Гоцян. Октябрь: каталог к выставке. М.: ABCdesign, 2017. 192 с.
  2. Munroe A. Cai Guo-Qiang: I Want to Believe // Cai Guo-Qiang: I Want to Believe. Exhibition Catalogue. N. Y.: Solomon R. Guggenheim Museum, 2008. Р. 20-41.
  3. Pollack B. As Seen Here: Views of Chinese Contemporary Art in the U.S. // Leap Magazine (Guangzhou). 2014. February. Р. 122-131.
  4. 佚名. 艺术批评家岛子访谈录 (И Мин. Интервью с художественным критиком Дао Цзы) [Электронный ресурс]. URL: http://www.shufadajia.com/?act=app&appid=17&mid=9594&p=view (дата обращения: 11.06.2018).
  5. 罗天. 蔡国强: 外国人不知道火药是中国“四大发明” (Ло Тянь. Цай Гоцян: Иностранцы не знают, что порох - одно из «четырех великих изобретений» Китая) [Электронный ресурс] // 纽约时报中文网 (Китайское издание «Нью-Йорк Таймс»). URL: http://culture.ifeng.com/a/20140826/41732223_0.shtml (дата обращения: 11.06.2018).
  6. 吕鹏. 蔡国强的展览意味着什么? (Лю Пэн. Что символизирует выставка Цай Гоцяна?) [Электронный ресурс] // 99艺术新闻网 (Новостной портал «Искусство 99»). URL: http://news.99ys.com/news/2008/0817/27_13375_1.shtml (дата обращения: 11.06.2018).
  7. 马颖, 强墨. 走进蔡国强的艺术世界 (Ма Ин, Цян Мо. Заглянув в мир Цай Гоцяна) // 西北大学学报«哲学社会科学版» (Вестник Северо-Западного университета. Издание Общества философских наук). 2010. № 4. C. 191-194.
  8. 苏典娜. 从徐冰看当代艺术的“后殖民批评” (Су Дяньна. Критика «пост-иммигрантов» сквозь призму творчества Сю Бина) // 天津美术学院学报 (Вестник Академии изящных искусств Тяньцзиня). 2014. № 3. C. 7-10.
  9. 巫鸿. 作品与展场: 巫鸿论中国当代艺术. 岭南美术出版社, 2005. 331 页 (У Хун. Произведение и выставочная площадка. У Хун о современном китайском искусстве. Издательство Линнанской академии изящных искусств, 2005. 331 c.).
  10. 傅颖. 论蔡国强艺术的当代性. 杭州: 浙江大学, 2012. 53 页 (Фу Ин. К вопросу о современном характере творчества Цай Гоцяна. Ханчжоу: Чжэцзянский университет, 2012. 53 c.).
  11. 蔡国强. 大脚印的脚印 (Цай Гоцян. Крупный отпечаток ноги) [Электронный ресурс]. URL: http://www.docin.com/p-458413137.html (дата обращения: 11.06.2018).
  12. 邱志杰. 中国牌之我见 (Цю Чжицзе. Как я вижу китайскую карту) [Электронный ресурс] // 中国当代艺术数据库 (База данных по современному китайскому искусству). URL: http://www.artlinkart.com/cn/article/overview/8d6hAxo/ genres/critique/Z (дата обращения: 11.06.2018).
  13. 张朝晖. 文化蜕变--徐冰和蔡国强艺术实践的比较研究«上» (Чжан Чжаохуэй. Культурное перерождение. Сравнительное изучение творчества Сю Бина и Цай Гоцяна. 1-я часть) // 美术馆 (Галерея). 2003. № 3. C. 51-53.
  14. 赵懿轩. 中国方式的当代艺术实践研究. 武汉: 华中师范大学, 2013. 44 页 (Чжао Исюань. Анализ современной китайской художественной мысли. Ухань: Педагогический университет Центрального Китая, 2013. 44 c.).
  15. 郑荣建. 蔡国强爆破火药草图长卷“观潮图” (Чжэн Жунцзянь. Эскиз пороховой картины Цай Гоцяна «Наблюдение за волной») [Электронный ресурс] // 中国新闻网 (Новости Китая). URL: http://www.chinanews.com/cul/2011/09-27/ 3357855.shtml (дата обращения: 11.06.2018).
  16. 邵然. 蔡国强极其在当代艺术中的价值. 北京: 首都师范大学, 2007. 27 页 (Шао Жань. Особая ценность Цай Гоцяна для современного искусства. Пекин: Столичный педагогический университет, 2007. 27 с.).
  17. 舒可文. 相信艺术还是相信艺术家. 中国人民大学出版社, 2003. 316 页 (Шу Кэвэнь. Верить искусству или верить художнику? Издательство Народного университета Китая, 2003. 316 c.).
  18. 蔡国强 - 东方文化在我的艺术 // PTS台湾公视 13.12.2015 (Цай Гоцян - восточная культура в моем искусстве // PTS - общественное телевидение Тайваня. Выпуск от 13.12.2015).

Информация об авторах

Шань Цзинюй

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 января 2019.
  • Опубликована: 10 апреля 2019.

Ключевые слова

  • Цай Гоцян
  • пороховые картины
  • инсталляция
  • диалог между Востоком и Западом
  • китайские традиции
  • западные новации
  • современная монументальная живопись
  • Cai Guo-Qiang
  • gunpowder pictures
  • installation
  • dialogue between the East and the West
  • Chinese traditions
  • western innovations
  • modern monumental painting

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)