• Научная статья
  • 10 апреля 2019
  • Открытый доступ

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ В 1953-1964 ГОДАХ

Аннотация

Статья посвящена исследованию процесса смены эстетических установок и их практической реализации в изобразительном искусстве Кабардино-Балкарии периода хрущевской «оттепели». Авторы приходят к выводу о его амбивалентном характере: противоречивом сочетании трендов, характерных для сталинского «большого стиля», и новаторских художественных практик; вскрываются причины этого состояния. В работе доказывается, что в ситуации зависимости от союзного центра идеологема национального по содержанию искусства помогла художникам республики сформировать и развить стилистическую специфику.

Источники

  1. Анатолий Михайлович Сундуков, заслуженный художник КБАССР: каталог: живопись, графика, монументально-декоративное искусство / сост. и авт. вступ. ст. Г. Е. Наседкина. Нальчик, 1978. 32 с.
  2. Базиева Г. Д. Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии. Традиции и современность. Нальчик: Эль-Фа, 2004. 89 с.
  3. Базиева Г. Д. Художественная культура Кабардино-Балкарии в полиэтническом пространстве России. Нальчик: Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований, 2010. 296 с.
  4. Брусиловская Л. Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели» (метаморфозы стиля) // Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 163-174.
  5. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора-Бекмурзин-Ногмовым / напечатана с подлинной, исправленной рукописи и дополнена предисловием, биографией, примечанием и приложением Ад. Берже. Тифлис: Типография Главного управления наместника кавказского, 1861. 176 с.
  6. Калашникова О. Муаед Аксиров: Я никому не был нужен // Горянка. 2009. № 22.
  7. Калинин И. А. СССР: социалистический по форме - национальный по содержанию [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2011/4/re1.html (дата обращения: 22.11.2018).
  8. Кружкова Т. С. Строгие юноши оттепели: к вопросу о генезисе «сурового стиля» // Оттепель / отв. ред. Т. Л. Карпова. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017. С. 470-482.
  9. Морозов А. И. Соцреализм и реализм. М.: Галарт, 2007. 272 с.
  10. Николай Платонович Татарченко. Живопись. Графика: каталог выставки. Нальчик, 1981. 24 с.
  11. Половицкий К. В. Каталог. Живопись. Графика / сост. Н. А. Шаулова. Нальчик, 1986. 29 с.
  12. Управление центра документации новейшей истории Архивной службы КБР (УЦДНИ АС КБР). Ф. 778. Оп. 2.
  13. Флорковская А. К. Творческие содружества эпохи оттепели: у истоков независимого искусства // Оттепель / отв. ред. Т. Л. Карпова. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2017. С. 278-290.
  14. Шлыков В. Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1963. 62 с.

Информация об авторах

Коновалов Андрей Анатольевич

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова

Картлыкова Фарида Руслановна

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова

Журтова Анжела Ариковна

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 января 2019.
  • Опубликована: 10 апреля 2019.

Ключевые слова

  • смена эстетической парадигмы
  • «суровый стиль»
  • лирическая тенденция в искусстве
  • портрет-новелла
  • портрет-образ
  • национальная самобытность в искусстве
  • коренизация в области культуры
  • change of aesthetic paradigm
  • “severe style”
  • lyrical tendency in art
  • portrait-novella
  • portrait-image
  • national identity in art
  • indigenization in the field of culture

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)