• Научная статья
  • 10 мая 2019
  • Открытый доступ

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВАНГАРДНОЙ МУЗЫКИ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ «ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МУЗЫКОЗНАНИЯ»

Аннотация

Статья посвящена актуальной в современной педагогике специального и общего музыкального образования проблеме недостаточного внимания к авангардной музыке в процессе профессиональной подготовки будущих учителей музыки. В работе дан обзор современных точек зрения отечественных музыковедов на данную проблему. Выявлены причины, влияющие на сравнительно малое место, занимаемое авангардной музыкой в содержании учебного процесса музыкальных факультетов педагогических вузов. Автор обращается к вопросу о необходимости овладения навыками анализа сочинений отечественного музыкального авангарда для будущих учителей музыки в процессе изучения предмета «Основы теоретического музыкознания». Как пример практического использования произведения отечественного музыкального авангарда в учебном процессе исследуется вокальный цикл «Листья» (“Blätter”) Э. Денисова. Рассматриваются черты трактовки композитором поэтического первоисточника, форма произведения, его звуковысотная организация и тембро-фактурные особенности, опирающиеся на принципы серийной техники, микрохроматики и сонорики. Рассмотрение этого сочинения позволяет раскрыть оригинальное сочетание традиционных принципов композиции с техникой современного композиторского письма.

Источники

  1. Гринёва М. И. Произведения Эдисона Денисова для голоса с сопровождением в контексте идей авангарда второй половины ХХ века: дисс. … к. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2017. 347 с.
  2. Котлярова Л. В. Символика мелодико-интонационных структур в камерно-вокальных циклах Э. Денисова: дисс. … к. искусствоведения. Воронеж, 2011. 202 с.
  3. Лазарев Б. Н. Педагогические условия подготовки студентов музыкальных факультетов к восприятию авангардной музыки: дисс. … к. пед. н. Липецк, 2003. 223 с.
  4. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.: Советский композитор, 1990. 312 с.
  5. Миронова М. П. Развитие восприятия современной музыки как педагогическая проблема: в условиях музыкально-теоретического обучения студентов педагогического вуза: дисс. … к. пед. н. М., 1998. 205 с.
  6. Науменко Т. И. Современная музыка и педагогический процесс: размышления музыковеда // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 2. С. 98-101.
  7. Теория современной композиции: учебное пособие / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005. 624 с.
  8. Холопов Ю. Музыка XX века в вузовском курсе анализа музыкальных произведений // Современная музыка в теоретических курсах вуза: сборник статей / Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. М.: ГМПИ, 1980. Вып. 51. С. 119-141.
  9. Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов. М.: Композитор, 1993. 312 с.
  10. Strigl D. Francisco Tanzer [Электронный ресурс]. URL: https://www.ioem.net/programmhefte/musiksalon2008_tanzer.pdf (дата обращения: 28.03.2019).

Информация об авторах

Данилова Анна Викторовна

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 6 февраля 2019.
  • Опубликована: 10 мая 2019.

Ключевые слова

  • музыкально-педагогическое образование
  • современная музыка
  • авангардная музыка
  • основы теоретического музыкознания
  • Э. В. Денисов
  • musical and pedagogical education
  • modern music
  • avant-garde music
  • fundamental concepts of theoretical musicology
  • E. V. Denisov

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)