• Научная статья
  • 10 июня 2019
  • Открытый доступ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУЧНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО, ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО В ПОЗНАНИИ

Аннотация

Проблема невербального мышления наиболее полно раскрывается в феномене искусства. Картина мира, создаваемая языком искусства, оценивается как альтернативный способ познания, который отличается от научного способностью проникать в самые сокровенные пласты сознания и бытия. Философия, гуманитарные науки и разные виды искусства всегда были в авангарде переосмысления мира, переоценки ценностей, формирования нового сознания и нового мышления. Особое внимание уделяется музыке, музыкальному мышлению, которые автор считает основой современного типа рациональности, инициировавшей различные новации и изменения не только в искусстве, но также и в научном познании.

Источники

  1. Алкон Е. М. Музыкальное мышление Востока и Запада - континуальное и дискретное: исследование. Владивосток: Изд-во Дальневосточного института, 1999. 126 с.
  2. Басин Е. Я. Семантическая философия искусства. Изд-е 4-е, доп. М.: Гуманитарий, 2012. 348 с.
  3. Искусство как язык - языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов: в 2-х т. / под ред. Н. С. Плотникова и Н. П. Подземской при участии Ю. Н. Якименко. М.: Новое литературное обозрение, 2017. Т. 1. Исследования. 456 с.
  4. Искусство как язык - языки искусства. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов: в 2-х т. / под ред. Н. С. Плотникова и Н. П. Подземской при участии Ю. Н. Якименко. М.: Новое литературное обозрение, 2017. Т. 2. Публикации. 928 с.
  5. Кульбижеков В. Н. Виды творческого мышления, их общность, пути взаимодействия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12 (62). Ч. 4. С. 92-94.
  6. Кульбижеков В. Н. Мысленный эксперимент в музыке Нового времени как отражение мироощущения людей эпохи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 8 (46). Ч. 1. С. 84-87.
  7. Кульбижеков В. Н. Рациональные основания музыкального творчества: механизмы мысленного эксперимента в классической западноевропейской музыке Нового времени. Изд-е стереотип. М.: ЛИБРОКОМ, 2016. 200 с.
  8. Кульбижеков В. Н. Современная гносеология и проблемы искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (77). Ч. 2. С. 102-104.
  9. Очерки эстетики и теории искусства / отв. ред. А. С. Мигунов, Н. А. Хренов; Государственный институт искусствознания. М.: Канон +; РООИ «Реабилитация», 2013. 448 с.
  10. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / ред. Ш. Балли, А. Сеше; пер. с фр. А. Сухотина. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. 432 с.
  11. Чертанов М. Эйнштейн. М.: Молодая гвардия, 2015. 397 с.
  12. Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. СПб.: Alexandria, 2018. 422 с.

Информация об авторах

Кульбижеков Виктор Николаевич

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 19 июля 2018.
  • Опубликована: 10 июня 2019.

Ключевые слова

  • вербальное и невербальное мышление
  • языковая картина мира
  • научное и художественное познание
  • виды и язык искусства
  • verbal and nonverbal thinking
  • linguistic worldview
  • scientific and artistic knowledge
  • forms and language of art

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)