• Научная статья
  • 19 августа 2019
  • Открытый доступ

ФИЛОСОФСКИЙ ОБРАЗ КЛАССИЧЕСКОЙ И НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ: СМЕНА КЛЮЧЕВЫХ МЕТАФОР

Аннотация

В статье рассматривается выражение обобщенного философского образа науки в различные периоды ее развития через ключевые метафоры, используемые философами для описания научного познания. Авторы полагают, что таким образом можно проследить как изменение в характере самой науки при переходе от классического к неклассическому этапу ее развития, так и изменение парадигмы философии науки. Основными линиями изменений представляются переходы от метафор отображения реальности к метафорам конструирования нового уровня реальности и от метафор свободной игры к метафорам работы, осуществляемой в организационных формах производственной деятельности.

Источники

  1. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика. М.: Флинта; Наука, 2007. 592 с.
  2. Блэк М. Метафора // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. М.: Прогресс, 1990. С. 153-172.
  3. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 5-214.
  4. Бэкон Ф. О мудрости древних // Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 231-299.
  5. Бэкон Ф. Опыты, или Наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1978. Т. 2. С. 349-480.
  6. Мартишина Н. И. Конструктивистская исследовательская программа в социально-гуманитарном знании // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 2 (6). С. 19-23.
  7. Мякишев Г. Я. Наука и паранаука // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI в. СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. С. 223-242.
  8. Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры: сборник / пер. с англ., фр., нем., исп., польск. яз. М.: Прогресс, 1990. С. 68-81.
  9. Ортега-и-Гассет Х. Почему мы вновь пришли к философии? // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы: эссе о литературе и искусстве: сборник / пер. с исп. М.: Радуга, 1991. С. 9-39.
  10. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы: эссе о литературе и искусстве: сборник / пер. с исп. М.: Радуга, 1991. С. 229-476.
  11. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы / пер. с англ. К.: Ника-Центр, 2001. 560 с.
  12. Сапунов М. Б. О проблеме реальности в истории и философии науки // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 147-155.
  13. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 41-62.
  14. Wynne B. Knowledge in Context // Science, Technology and Human Values. Cambridge (Mass.), 1991. P. 111-121.

Информация об авторах

Мартишина Наталья Ивановна

Сибирский государственный университет путей сообщения

Акишина Елена Олеговна

Сибирский государственный университет путей сообщения

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 июня 2019.
  • Опубликована: 19 августа 2019.

Ключевые слова

  • философия науки
  • метафора
  • философский образ науки
  • этапы развития науки
  • познание как отражение и конструирование
  • philosophy of science
  • metaphor
  • philosophical image of science
  • stages of science development
  • cognition as reflection and construction

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)