• Научная статья
  • 19 августа 2019
  • Открытый доступ

КОНЦЕРТ ДЛЯ КЛАРНЕТА С ОРКЕСТРОМ В. А. МОЦАРТА: В КОНТЕКСТЕ ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРА

Аннотация

В данной статье рассмотрен Концерт A-dur В. А. Моцарта (К. 622) - сочинение, отражающее процесс эволюции концерта для кларнета с оркестром в XVIII веке. В центре внимания авторов - проблема развития жанра концерта для кларнета с оркестром, его эволюции от барочных концертов И. Мольтера, раннеклассических кларнетовых концертов композиторов мангеймской школы - Я. и К. Стамицев - к зрелому классическому концерту в творчестве В. А. Моцарта. Анализируются такие аспекты развития жанра, как композиционные и драматургические особенности, технические и выразительные возможности солирующего кларнета, взаимодействие солиста и оркестра.

Источники

  1. Баренбойм Л. Звуковой идеал Моцарта // Как исполнять Моцарта / сост., вступ. ст. А. М. Меркулова. М.: Классика-XXI, 2004. С. 87-96.
  2. Бобрик О. Бассетгорн в произведениях Моцарта (некоторые особенности инструментовки) // Оркестр. Инструменты. Партитура: сборник статей / отв. ред. Е. В. Назайкинский. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. Вып. 1. С. 146-153.
  3. Вартанова Е. И. Логика сонатных композиций Гайдна и Моцарта. Саратов: Изд-во Саратовской консерватории, 2003. 24 с.
  4. Кириллина Л. В. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века: самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: Московская гос. консерватория, 1996. 189 с.
  5. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Классика-XXI, 2008. 624 с.
  6. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. 319 с.
  7. Неклюдов Ю. Симфонизм Гайдна и Моцарта - общность или контраст? // Музыкальная академия. 1992. № 2. С. 187-189.
  8. Подколзина О. В. Скрипичные концерты В. А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации: монография. М.: Флинта; Наука, 2012. 188 с.
  9. Проблемы творчества Моцарта / ред.-сост. Е. И. Чигарёва. М.: Московская консерватория, 1993. 181 с.
  10. Чайковский П. И. О симфонической музыке: избранные отрывки из писем и статей / сост., ред., вступ. ст. и комм. И. Ф. Кунина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Музгиз, 1963. 310 с.
  11. Baines A. Wood instruments and their history. L., 1943. 384 р.

Информация об авторах

Злотников Дмитрий Евгеньевич

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Полозова Ирина Викторовна

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 июня 2019.
  • Опубликована: 19 августа 2019.

Ключевые слова

  • В. А. Моцарт
  • кларнет
  • сольный концерт
  • взаимодействие солиста и оркестра
  • классицизм
  • эволюция
  • W. A. Mozart
  • clarinet
  • solo concert
  • interaction of soloist and orchestra
  • classicism
  • evolution

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)