• Научная статья
  • 19 августа 2019
  • Открытый доступ

КИТАЙСКАЯ КАМЕРНО-ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУАН ЦЗЫЯ

Аннотация

Статья посвящена камерно-вокальному творчеству Хуан Цзыя, одного из основоположников музыкальной культуры Китая в ХХ столетии. Его вклад в развитие вокальной культуры трудно переоценить. Анализ сочинений Хуан Цзыя, предпринятый китайскими музыковедами, опирался на методологию, разработанную в российском музыкознании. Однако приходит время рассмотреть уникальные черты его стиля, сконцентрированные не только вокруг пентатоники и ладовых особенностей китайской музыки, но и выходящие за границы представленных в статьях принципов анализа. Вокальные опусы китайского мастера содержат утонченную корреляцию смысловых и интонационных свойств классической поэзии с элементами западноевропейского музыкального языка, расслышать которую предстоит музыкантам и любителям вокального искусства.

Источники

  1. Бо Цзюй-и (772-846). Стихотворения [Электронный ресурс] / пер. с кит.; вступ. статья и примеч. Л. Эйдлина. URL: https://litlife.club/books/292703/read?page=22 (дата обращения: 27.06.2019).
  2. Ван Шижан. Жанры камерно-вокальной лирики европейского типа в китайской музыке 1920-1940 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/pdf/2015/2/469.pdf (дата обращения: 01.02.2019).
  3. Ван Шижан. Романсы и песни Хуан Цзыя в контексте исполнительской практики [Электронный ресурс]. URL: http://os.x-pdf.ru/20pedagogika/28770-1-udk-768-romansi-pesni-huan-cziya-kontekste-ispolnitelskoy-prak.php (дата обращения: 01.02.2019).
  4. Долгушина М. Г. Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века в ее связях с европейской культурой. СПб.: Композитор, 2014. 446 с.
  5. Долгушина М. Г. Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой: дисс.. д. искусствоведения. Вологда, 2010. 448 с.
  6. Дурандина Е. Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX-XX вв.: историко-стилевые аспекты: дисс.. д. искусствоведения. М., 2002. 381 с.
  7. Хань Ин. Романс как новый жанр в музыкальной культуре Китая ХХ в. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. № 3. С. 57-59.
  8. 给鹏海。黃子的遺產:音樂的影響力。 合肥:安徽文藝出版社, 1997 (Дай Пэнхай. Наследие Хуан Цзы: влияние музыки. Хэфэй, 1997).
  9. 浦迷。 论黄子作品中的民族因素。 北京:Yufu Sinshen, 1984 (Пу Фан. О национальных факторах в работах Хуан Цзы. Пекин, 1984).
  10. 苏妍 黄自艺术歌曲分析。 西安: 西北国立大学出版社, 2013 (Су Янь. Анализ художественных песен Хуан Цзы. Сиань, 2013).

Информация об авторах

Ли Синьянь

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 мая 2019.
  • Опубликована: 19 августа 2019.

Ключевые слова

  • Хуан Цзый
  • камерно-вокальное творчество
  • типология
  • синтез
  • пентатоника
  • гармония
  • полифония
  • китайская классическая поэзия
  • Huang Zi
  • chamber-vocal creative work
  • typology
  • synthesis
  • pentatonic scale
  • harmony
  • polyphony
  • Chinese classical poetry

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)