• Научная статья
  • 19 августа 2019
  • Открытый доступ

ПОРТРЕТЫ ПРАВИТЕЛЯ В ОБРАЗЕ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ И РУССКОМ ИСКУССТВЕ И ПОДХОДЫ К ИХ ИЗУЧЕНИЮ

Аннотация

В статье на основе научной литературы впервые представлен обзор портретов правителей в образе святого Георгия в западноевропейском, восточно-христианском и русском искусстве. Выявленные на этом примере тенденции изучения портрета-отождествления - стремление к каталогизации и классификации, уяснение истоков и эволюции, уточнение терминологии в европейской науке; акцент на трактовке таких изображений в современных им письменных источниках в отечественной науке - открывают перспективы дальнейшего исследования этого важного в контексте сакрализации власти монарха феномена.

Источники

  1. Алексеева М. А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца XVII - начала XVIII в. // Алексеева М. А. Из истории русской гравюры XVII - начала XIX в. М. - СПб.: Альянс-Архео, 2013. С. 35-65.
  2. Белавенец П. И. Изменение российского государственного герба в императорский период: историческая справка. Пг.: Тип. П. П. Сойкина, 1915. 29 с.
  3. Бирюкова С. В. История одной картины. «Взятие Азова» [Электронный ресурс] // Виртуальный Русский музей. URL: https://www.youtube.com/watch?v=J9EC9lSq4SM (дата обращения: 11.01.2019).
  4. Борин В. Два памятника иконографии XVII и XVIII в.: икона Азовской Богоматери и прописи к ней // Светильник. 1914. № 8. С. 3-12.
  5. Борозан И. Б. Политичка иконографија и скулптура у служби меморисања народног краља: Споменик краљу Петру I Карађорђевићу у Бијељини // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 2017. № 45. С. 249-265.
  6. Вилинбахов Г. В. Всадник русского герба // Труды Государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1981. Т. XXI. Нумизматика. Вып. 5. С. 117-122.
  7. Вилинбахов Г. В. Эмблематика и государственная символика России Петровского времени // Основателю Петербурга: каталог выставки к 300-летию Санкт-Петербурга. СПб.: Славия, 2003. С. 76-89.
  8. Воронец Е. И. Четырехсотлетие российского государственного герба. Х.: Тип. Южного Края, 1898. 53 с.
  9. Гаврин В. В. «Венценосна Добродетель!»: риторика императорского портрета. Иносказательность изображений Екатерины Великой в парадном портрете // Искусствознание. 2003. № 2. С. 272-319.
  10. Гаврин В. В. Иносказание в портретной живописи России второй половины XVIII века // Искусствознание. 2003. № 1. С. 250-295.
  11. Драчук В. С. Рассказывает геральдика. М.: Наука, 1977. 256 с.
  12. Жаркова Н. Ю. Система аллегорий в русском искусстве конца XVII - первой четверти XVIII века: к проблеме преемственности в аллегорических изображениях Петра I // Проблемы русской художественной культуры XVIII века: тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. М., 1991. С. 46-49.
  13. Иван Прокофьев, 1758-1828. К 250-летию со дня рождения: каталог работ / авт. ст. и сост. Е. Карпова, Н. Уварова. СПб.: Palace Editions, 2008. 95 с.
  14. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. М.: Высшая школа, 1974. 264 с.
  15. Кривдина О. А. Профессор скульптуры Николай Степанович Пименов. 1812-1864: [жизнь и творчество]. СПб.: Сударыня, 2007. 418 с.
  16. Моисеева С. В. Русские кистью современников. Портретная живопись конца XVI - первой половины XVIII века в собраниях Европы и России. СПб.: Дмитрий Буланин, 2017. 304 с.
  17. Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века: материалы и исследования. М.: Искусство, 1955. 139 с.
  18. Петр I. Время и окружение: материалы выставки. СПб.: Palace Editions, 2015. 132 с.
  19. Погосян Е., Сморжевских-Смирнова М. «Я Деву в солнце зрю стоящу…»: образ апокалиптической Жены в русской официальной культуре 1695-1742 гг. // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia - VIII. Tartu: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2002. С. 9-37.
  20. Регинская Н. В. Святой Георгий Победоносец - герой-змееборец: образ святого Георгия Победоносца в византийско-славянском искусстве. СПб.: Петербург XXI век, 2009. 206 с.
  21. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов: в 4-х т. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1888. Т. III. 2208 стб.
  22. Сахаров И. П. Записки о русских гербах. Ч. 1. Московский герб. СПб.: Тип. Э. Веймара, 1856. 32 с.
  23. Святуха О. П. Конные царские изображения в русском искусстве XVII века // История и культура. 2007. № 6. С. 52-63.
  24. Святуха О. П. Русский портрет XVI - 70-х годов XVII в. в контексте общеевропейского пути развития жанра // Проблемы славянской культуры и цивилизации: материалы Международной научной конференции / отв. ред. А. М. Антипова. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2001. С. 16-21.
  25. Семенович Н. Н. Три русских знамени конца XVII века // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1974. Вып. 39. С. 21-24.
  26. Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. 396 с.
  27. Соболева Н. А. Символы русской государственности // Вопросы истории. 1979. № 6. С. 47-59.
  28. Спасский И. Г. К прижизненной иконографии Ивана Грозного // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1976. Вып. 41. С. 49-53.
  29. Сперансов Н. Н. Земельные гербы России XII-XIX вв. М.: Сов. Россия, 1974. 198 с.
  30. Столобова Е. И. Взятие Азова. Аллегорическое изображение // Н. Х. Неизвестный художник: живопись и скульптура из собрания Русского музея. СПб.: Palace Editions, 2012.
  31. Столобова Е. И. То академик, то герой… то бог? Мифологизация образа императора Петра I в живописи XVIII-XIX веков // Страницы истории отечественного искусства: сб. ст. по материалам науч. конф. (Русский музей. Санкт-Петербург, 2011). СПб.: Palace Editions, 2011. Вып. XIX. С. 104-120.
  32. Указатель Выставки в Академии художеств художественных произведений бывшего профессора скульптуры Н. С. Пименова. СПб., 1864. 15 с.
  33. Языков А. П. О русском государственном цвете. СПб.: Тип. III Отделения Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1858. 37 с.
  34. Braunfels-Esche S. Sankt Georg: Legende, Verehrung, Symbol. München: G.D.W. Callwey, 1976. 227 S.
  35. Cawthorne G. J., Herod R. S. Royal Ascot. Its History and Its Associations. L.: A. Treherne and Co, 1902. 386 p.
  36. George and the Dragon [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1660940&partId= 1&searchText=St.+George+and+the+dragon&page=8 (дата обращения: 11.01.2019).
  37. Köhne B. von. Das Kaiserlich-Russische Reichswappen. Reiter und Doppeladler // Vierteljahrsschrift für Heraldik, Sphragistik und Genealogie. Berlin: Carl Heymanns, 1882. S. 397-418.
  38. Polleross F. Das sakrale Identifikationsporträt. Ein höfischer Bildtypus vom 13. bis zum 20. Jahrhundert. Worms: Werner, 1988. 366 S.
  39. Riches S. St. George: Hero, Martyr and Myth. Stroud: Sutton, 2005. 236 p.
  40. St George and the Dragon [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1472013&partId= 1&searchText=St.+George+and+the+dragon&page=8 (дата обращения: 11.01.2019).
  41. St George and the Dragon [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1644373&partId= 1&searchText=St.+George+and+the+dragon&page=7 (дата обращения: 11.01.2019).
  42. St George and the Dragon [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1673384&partId= 1&searchText=St.+George+and+the+dragon&page=5 (дата обращения: 11.01.2019).
  43. St George and the Dragon, or The Glorious Æra of 1798 [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId= 1652743&partId=1&searchText=St.+George+and+the+dragon&page=9 (дата обращения: 11.01.2019).
  44. The Emperor of Russia’s Ascot Cup [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?assetId=1136060001& objectId=3408777&partId=1 (дата обращения: 11.01.2019).
  45. The Glory of Saint George: Man, Dragon, and Death. Antwerpen: Mercatorfonds, 2016. 288 p.

Финансирование

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-78-10130).

Информация об авторах

Скворцова Екатерина Александровна

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 февраля 2019.
  • Опубликована: 19 августа 2019.

Ключевые слова

  • портрет в образе святого Георгия
  • сакрализация власти
  • портрет-отождествление и близкие по значению термины
  • портрет-отождествление в религиозном и светском искусстве
  • портрет-отождествление в геральдике
  • подходы к изучению портрета-отождествления в русской и европейской историографии
  • portrait as Saint George
  • power sacralization
  • portrait-identification and related terms
  • portrait-identification in religious and secular art
  • portrait-identification in heraldry
  • approaches to portrait-identification study in the Russian and European historiography

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)