• Original research article
  • August 19, 2019
  • Open access

RULER’S PORTRAITS AS SAINT GEORGE IN THE EUROPEAN AND RUSSIAN ART AND APPROACHES TO THEIR STUDY

Abstract

In the article, on the basis of scientific literature, the author presents an overview of rulers’ portraits as Saint George in the West European, Eastern Christian and Russian art for the first time. The tendencies of studying the portrait-identification revealed by this example, such as striving for cataloguing and classification, clarification of sources and evolution, specification of terminology in the European science and emphasis on the interpretation of such images in contemporary written sources in the domestic science, open up prospects for further research of this important phenomenon in the context of monarch power sacralization.

References

  1. Алексеева М. А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца XVII - начала XVIII в. // Алексеева М. А. Из истории русской гравюры XVII - начала XIX в. М. - СПб.: Альянс-Архео, 2013. С. 35-65.
  2. Белавенец П. И. Изменение российского государственного герба в императорский период: историческая справка. Пг.: Тип. П. П. Сойкина, 1915. 29 с.
  3. Бирюкова С. В. История одной картины. «Взятие Азова» [Электронный ресурс] // Виртуальный Русский музей. URL: https://www.youtube.com/watch?v=J9EC9lSq4SM (дата обращения: 11.01.2019).
  4. Борин В. Два памятника иконографии XVII и XVIII в.: икона Азовской Богоматери и прописи к ней // Светильник. 1914. № 8. С. 3-12.
  5. Борозан И. Б. Политичка иконографија и скулптура у служби меморисања народног краља: Споменик краљу Петру I Карађорђевићу у Бијељини // Зборник Матице српске за ликовне уметности. 2017. № 45. С. 249-265.
  6. Вилинбахов Г. В. Всадник русского герба // Труды Государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1981. Т. XXI. Нумизматика. Вып. 5. С. 117-122.
  7. Вилинбахов Г. В. Эмблематика и государственная символика России Петровского времени // Основателю Петербурга: каталог выставки к 300-летию Санкт-Петербурга. СПб.: Славия, 2003. С. 76-89.
  8. Воронец Е. И. Четырехсотлетие российского государственного герба. Х.: Тип. Южного Края, 1898. 53 с.
  9. Гаврин В. В. «Венценосна Добродетель!»: риторика императорского портрета. Иносказательность изображений Екатерины Великой в парадном портрете // Искусствознание. 2003. № 2. С. 272-319.
  10. Гаврин В. В. Иносказание в портретной живописи России второй половины XVIII века // Искусствознание. 2003. № 1. С. 250-295.
  11. Драчук В. С. Рассказывает геральдика. М.: Наука, 1977. 256 с.
  12. Жаркова Н. Ю. Система аллегорий в русском искусстве конца XVII - первой четверти XVIII века: к проблеме преемственности в аллегорических изображениях Петра I // Проблемы русской художественной культуры XVIII века: тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. М., 1991. С. 46-49.
  13. Иван Прокофьев, 1758-1828. К 250-летию со дня рождения: каталог работ / авт. ст. и сост. Е. Карпова, Н. Уварова. СПб.: Palace Editions, 2008. 95 с.
  14. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. М.: Высшая школа, 1974. 264 с.
  15. Кривдина О. А. Профессор скульптуры Николай Степанович Пименов. 1812-1864: [жизнь и творчество]. СПб.: Сударыня, 2007. 418 с.
  16. Моисеева С. В. Русские кистью современников. Портретная живопись конца XVI - первой половины XVIII века в собраниях Европы и России. СПб.: Дмитрий Буланин, 2017. 304 с.
  17. Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века: материалы и исследования. М.: Искусство, 1955. 139 с.
  18. Петр I. Время и окружение: материалы выставки. СПб.: Palace Editions, 2015. 132 с.
  19. Погосян Е., Сморжевских-Смирнова М. «Я Деву в солнце зрю стоящу…»: образ апокалиптической Жены в русской официальной культуре 1695-1742 гг. // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia - VIII. Tartu: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2002. С. 9-37.
  20. Регинская Н. В. Святой Георгий Победоносец - герой-змееборец: образ святого Георгия Победоносца в византийско-славянском искусстве. СПб.: Петербург XXI век, 2009. 206 с.
  21. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов: в 4-х т. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1888. Т. III. 2208 стб.
  22. Сахаров И. П. Записки о русских гербах. Ч. 1. Московский герб. СПб.: Тип. Э. Веймара, 1856. 32 с.
  23. Святуха О. П. Конные царские изображения в русском искусстве XVII века // История и культура. 2007. № 6. С. 52-63.
  24. Святуха О. П. Русский портрет XVI - 70-х годов XVII в. в контексте общеевропейского пути развития жанра // Проблемы славянской культуры и цивилизации: материалы Международной научной конференции / отв. ред. А. М. Антипова. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2001. С. 16-21.
  25. Семенович Н. Н. Три русских знамени конца XVII века // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1974. Вып. 39. С. 21-24.
  26. Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. 396 с.
  27. Соболева Н. А. Символы русской государственности // Вопросы истории. 1979. № 6. С. 47-59.
  28. Спасский И. Г. К прижизненной иконографии Ивана Грозного // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1976. Вып. 41. С. 49-53.
  29. Сперансов Н. Н. Земельные гербы России XII-XIX вв. М.: Сов. Россия, 1974. 198 с.
  30. Столобова Е. И. Взятие Азова. Аллегорическое изображение // Н. Х. Неизвестный художник: живопись и скульптура из собрания Русского музея. СПб.: Palace Editions, 2012.
  31. Столобова Е. И. То академик, то герой… то бог? Мифологизация образа императора Петра I в живописи XVIII-XIX веков // Страницы истории отечественного искусства: сб. ст. по материалам науч. конф. (Русский музей. Санкт-Петербург, 2011). СПб.: Palace Editions, 2011. Вып. XIX. С. 104-120.
  32. Указатель Выставки в Академии художеств художественных произведений бывшего профессора скульптуры Н. С. Пименова. СПб., 1864. 15 с.
  33. Языков А. П. О русском государственном цвете. СПб.: Тип. III Отделения Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1858. 37 с.
  34. Braunfels-Esche S. Sankt Georg: Legende, Verehrung, Symbol. München: G.D.W. Callwey, 1976. 227 S.
  35. Cawthorne G. J., Herod R. S. Royal Ascot. Its History and Its Associations. L.: A. Treherne and Co, 1902. 386 p.
  36. George and the Dragon [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1660940&partId= 1&searchText=St.+George+and+the+dragon&page=8 (дата обращения: 11.01.2019).
  37. Köhne B. von. Das Kaiserlich-Russische Reichswappen. Reiter und Doppeladler // Vierteljahrsschrift für Heraldik, Sphragistik und Genealogie. Berlin: Carl Heymanns, 1882. S. 397-418.
  38. Polleross F. Das sakrale Identifikationsporträt. Ein höfischer Bildtypus vom 13. bis zum 20. Jahrhundert. Worms: Werner, 1988. 366 S.
  39. Riches S. St. George: Hero, Martyr and Myth. Stroud: Sutton, 2005. 236 p.
  40. St George and the Dragon [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1472013&partId= 1&searchText=St.+George+and+the+dragon&page=8 (дата обращения: 11.01.2019).
  41. St George and the Dragon [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1644373&partId= 1&searchText=St.+George+and+the+dragon&page=7 (дата обращения: 11.01.2019).
  42. St George and the Dragon [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1673384&partId= 1&searchText=St.+George+and+the+dragon&page=5 (дата обращения: 11.01.2019).
  43. St George and the Dragon, or The Glorious Æra of 1798 [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId= 1652743&partId=1&searchText=St.+George+and+the+dragon&page=9 (дата обращения: 11.01.2019).
  44. The Emperor of Russia’s Ascot Cup [Электронный ресурс] // The British Museum: Research: Collection On-line. URL: https://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?assetId=1136060001& objectId=3408777&partId=1 (дата обращения: 11.01.2019).
  45. The Glory of Saint George: Man, Dragon, and Death. Antwerpen: Mercatorfonds, 2016. 288 p.

Author information

Ekaterina Aleksandrovna Skvortsova

Saint Petersburg University

About this article

Publication history

  • Received: February 26, 2019.
  • Published: August 19, 2019.

Keywords

  • портрет в образе святого Георгия
  • сакрализация власти
  • портрет-отождествление и близкие по значению термины
  • портрет-отождествление в религиозном и светском искусстве
  • портрет-отождествление в геральдике
  • подходы к изучению портрета-отождествления в русской и европейской историографии
  • portrait as Saint George
  • power sacralization
  • portrait-identification and related terms
  • portrait-identification in religious and secular art
  • portrait-identification in heraldry
  • approaches to portrait-identification study in the Russian and European historiography

Copyright

© 2019 The Author(s)
© 2019 Gramota Publishing, LLC

User license

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)