ПРОСВЕЩЕНИЕ СЕЛЬСКОГО И ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматривается опыт решения задач просвещения сельского и городского населения Нижегородской губернии на рубеже XIX-XX веков. Авторы обращают внимание, что просвещение населения осуществлялось не только «сверху», при участии органов власти и различных организаций, но и «снизу», благодаря общественным инициативам и преодолению сложившихся предубеждений «простого народа». Сделан вывод, что разнообразие способов и средств передачи знаний и культуры, являющихся фундаментом просвещения, определило, с одной стороны, увеличение числа обучающихся, в том числе лиц женского пола, а с другой стороны, расширило спектр образовательных, культурно-нравственных, воспитательных мероприятий.
Источники
- Волшебный фонарь. Ежемесячный журнал по всем отраслям общеполезных знаний, предназначаемый также и для публичных чтений в общественных аудиториях, учебных заведениях и частных домах с приспособлением туманных картин, наглядных опытов и демонстраций. СПб., 1878. Кн. 1.
- Гациский А. С. Школьное дело в Нижегородском Поволжье (Письма к редактору «Камско-Волжской газеты»). Казань: Университетская типография, 1873. 42 с.
- Государственный архив Нижегородской области (ГАНО). Ф. 23. Оп. 1.
- История Красного Сормова / под науч. ред. В. П. Фадеева. М.: Мысль, 1969. 495 с.
- Капранова Е. Г. Народные чтения // Нижегородский музей. 2007. № 14. С. 152-156.
- Капранова Е. Г. Общественная инициатива в деле народного образования (на примере Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии) // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2007. № 2. С. 200-206.
- Мустафин Р. Р. Деятельность уездного земства по развитию образования и здравоохранения Нижегородской губернии во второй половине XIX века: монография. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. 152 с.
- О Положении о начальных народных училищах: Указ Правительствующему Сенату. 14 июля 1864 г. // Российское законодательство об образовании XIX - начала XX в.: сборник документов: в 3-х т. / ред.-сост. Э. Д. Днепров. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. Т. 1. С. 609-635.
- Обзор Нижегородской губернии за 1885 г. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1886. 79 с.
- Обзор Нижегородской губернии за 1893 г. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1894. 89 с.
- Обзор Нижегородской губернии за 1904 г. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1905. 87 с.
- Обзор Нижегородской губернии за 1905 г. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1906. 101 с.
- Обзор Нижегородской губернии за 1908 г. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1909. 113 с.
- Овчинников М. В. Очерк Нижегородской губернии в историко-географическом отношении. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1888. 67 с.
- Положение о начальных народных училищах: утверждено 25-го мая 1874 г. Одесса: Типография А. И. Сыромятникова, 1914. 16 с.
- Правила для устройства народных чтений в губернских городах, Высочайше утвержденные 24 декабря 1876 года // Пургавин А. С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб.: Склад изданий О. Н. Поповой, 1898. С. 646-647.
- Савинова М. А. Народные чтения как одна из форм внешкольного образования в России (вторая половина XIX - начало XX века) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2007. № 3 (7). С. 134-136.
- Устав Общества для пособия учащимся в начальных народных училищах села Городца Балахнинского уезда. Балахна: Типография Ф. П. Волкова, 1910. 12 с.
- Хвостова И. А. Нижегородское земство и разработка программ реформирования системы народного образования в России на рубеже XIX-XX вв. // Клио. 2013. № 11. С. 76-79.
- Чешихин В. Е. (Ветринский Ч.) Пятьдесят лет жизни Нижегородских земств. Очерки развития земского хозяйства. Н. Новгород: Типолитография «Нижегородское печатное дело», 1914. 228 с.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 5 июля 2019.
- Опубликована: 10 сентября 2019.
Ключевые слова
- просвещение
- народные чтения
- общественные инициативы
- технические средства обучения
- книжный склад
- библиотека-читальня
- education
- public readings
- social initiatives
- technical teaching aids
- book storage
- library - reading-room
Copyright
© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»