• Научная статья
  • 10 сентября 2019
  • Открытый доступ

ПРОСВЕЩЕНИЕ СЕЛЬСКОГО И ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается опыт решения задач просвещения сельского и городского населения Нижегородской губернии на рубеже XIX-XX веков. Авторы обращают внимание, что просвещение населения осуществлялось не только «сверху», при участии органов власти и различных организаций, но и «снизу», благодаря общественным инициативам и преодолению сложившихся предубеждений «простого народа». Сделан вывод, что разнообразие способов и средств передачи знаний и культуры, являющихся фундаментом просвещения, определило, с одной стороны, увеличение числа обучающихся, в том числе лиц женского пола, а с другой стороны, расширило спектр образовательных, культурно-нравственных, воспитательных мероприятий.

Источники

  1. Волшебный фонарь. Ежемесячный журнал по всем отраслям общеполезных знаний, предназначаемый также и для публичных чтений в общественных аудиториях, учебных заведениях и частных домах с приспособлением туманных картин, наглядных опытов и демонстраций. СПб., 1878. Кн. 1.
  2. Гациский А. С. Школьное дело в Нижегородском Поволжье (Письма к редактору «Камско-Волжской газеты»). Казань: Университетская типография, 1873. 42 с.
  3. Государственный архив Нижегородской области (ГАНО). Ф. 23. Оп. 1.
  4. История Красного Сормова / под науч. ред. В. П. Фадеева. М.: Мысль, 1969. 495 с.
  5. Капранова Е. Г. Народные чтения // Нижегородский музей. 2007. № 14. С. 152-156.
  6. Капранова Е. Г. Общественная инициатива в деле народного образования (на примере Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии) // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2007. № 2. С. 200-206.
  7. Мустафин Р. Р. Деятельность уездного земства по развитию образования и здравоохранения Нижегородской губернии во второй половине XIX века: монография. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. 152 с.
  8. О Положении о начальных народных училищах: Указ Правительствующему Сенату. 14 июля 1864 г. // Российское законодательство об образовании XIX - начала XX в.: сборник документов: в 3-х т. / ред.-сост. Э. Д. Днепров. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. Т. 1. С. 609-635.
  9. Обзор Нижегородской губернии за 1885 г. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1886. 79 с.
  10. Обзор Нижегородской губернии за 1893 г. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1894. 89 с.
  11. Обзор Нижегородской губернии за 1904 г. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1905. 87 с.
  12. Обзор Нижегородской губернии за 1905 г. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1906. 101 с.
  13. Обзор Нижегородской губернии за 1908 г. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1909. 113 с.
  14. Овчинников М. В. Очерк Нижегородской губернии в историко-географическом отношении. Н. Новгород: Типография Губернского правления, 1888. 67 с.
  15. Положение о начальных народных училищах: утверждено 25-го мая 1874 г. Одесса: Типография А. И. Сыромятникова, 1914. 16 с.
  16. Правила для устройства народных чтений в губернских городах, Высочайше утвержденные 24 декабря 1876 года // Пургавин А. С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб.: Склад изданий О. Н. Поповой, 1898. С. 646-647.
  17. Савинова М. А. Народные чтения как одна из форм внешкольного образования в России (вторая половина XIX - начало XX века) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2007. № 3 (7). С. 134-136.
  18. Устав Общества для пособия учащимся в начальных народных училищах села Городца Балахнинского уезда. Балахна: Типография Ф. П. Волкова, 1910. 12 с.
  19. Хвостова И. А. Нижегородское земство и разработка программ реформирования системы народного образования в России на рубеже XIX-XX вв. // Клио. 2013. № 11. С. 76-79.
  20. Чешихин В. Е. (Ветринский Ч.) Пятьдесят лет жизни Нижегородских земств. Очерки развития земского хозяйства. Н. Новгород: Типолитография «Нижегородское печатное дело», 1914. 228 с.

Информация об авторах

Мустафин Иршат Рифатович

Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Щербакова Мария Павловна

Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 5 июля 2019.
  • Опубликована: 10 сентября 2019.

Ключевые слова

  • просвещение
  • народные чтения
  • общественные инициативы
  • технические средства обучения
  • книжный склад
  • библиотека-читальня
  • education
  • public readings
  • social initiatives
  • technical teaching aids
  • book storage
  • library - reading-room

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)