ΦΙΛΑΥΤΊΑ ОТ ПЛАТОНА ДО ПАТРИЦИ: ТОЖДЕСТВО VS ИНАКОВОСТЬ
Аннотация
В данной статье осуществляется гетерологический анализ филавтии, «себялюбия», в контексте античной, средневековой и возрожденческой философии любви. Выявляется статус любви к себе в наиболее влиятельных концепциях любви указанных периодов. Обращается внимание на обусловленность этого статуса решением онтологической проблематики тождества и различия. Авторы приходят к выводу, что признание себялюбия базовой и конститутивной формой любви (эроса) характерно для монистических и тяготеющих к монизму онтологий (платонизм, неоплатонизм, аристотелизм и др.). Связь монизма и себялюбия эксплицитно представлена у возрожденческого неоплатоника Францеско Патрици. «Другой» здесь может быть любим лишь как подобие «Я» любящего (как его другое «Я»), что предполагает редукцию его инаковости к тождеству. Иную ситуацию мы находим в христианстве, где любовные отношения между инаковыми Лицами определяют саму онтологию Бога. Здесь любовь (агапэ) исключительно означает отношение к Другому как Другому, т.е. как уникальной личности.
Источники
- Августин Блж. Творения: в 4-х т. СПб. - К.: Алетейя; УЦИММ-Пресс, 2000. Т. 4. 589 с.
- Аврелий М. Размышления. Л.: Наука, 1985. 248 с.
- Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. 830 с.
- Гильдебранд Д. фон. Метафизика любви. СПб.: Алетейя, 1999. 628 с.
- Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
- Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека: в 2-х т. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2001. Т. 1. 608 с.
- Максим Исповедник. Творения: в 2-х кн. М.: Мартис, 1993. Кн. I. Богословские и аскетические трактаты. 353 с.
- Милано А. Женщина и любовь в Библии. Эрос, агапа, личность. СПб.: Алетейя, 2011. 344 с.
- О любви и красотах женщин: трактаты о любви эпохи Возрождения / сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков. М.: Республика, 1992. 368 с.
- Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 4. 830 с.
- Плотин. Эннеады: в 7-ми т. СПб.: Издательство Олега Абышко; Университетская книга - СПб, 2005. Т. 7. Шестая эннеада. Трактаты VI-IX. 416 с.
- Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. 385 с.
- Скворцов К. Августин Иппонийский как психолог // Августин: pro et contra / сост. Р. В. Светлов, В. Л. Селиверстов. СПб.: Издательство РХГА, 2002. С. 20-89.
- Фома Аквинский. Сумма теологии. К.: Ника-Центр, 2006. Часть II-I. Вопросы 1-48. 560 с.
- Фома Аквинский. Сумма теологии. К.: Ника-Центр, 2011. Часть II-II. Вопросы 1-46. 576 с.
- Фрагменты ранних стоиков: в 2-х т. / Ин-т философии РАН. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1998. Т. 1. Зенон и его ученики. 272 с.
- Фрейд З. Основной инстинкт. М.: Олимп; АСТ-ЛТД, 1997. 656 с.
- Эстетика Ренессанса: антология: в 2-х т. М.: Искусство, 1981. Т. 1. 495 с.
- Gallagher D. M. Thomas Aquinas on Self-Love as the Basis for Love of Others // ACTA PHILOSOPHICA. 1999. Vol. 8. Fasc. 1. P. 23-44.
- Nygren A. Agape and Eros. Philadelphia: The Westminster Press, 1953. 764 p.
- Sullivan E. Natural Self-Transcending Love According to Thomas Aquinas // Nova et Vetera. English Edition. 2014. Vol. 12. № 3. P. 913-946.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 30 июля 2019.
- Опубликована: 21 октября 2019.
Ключевые слова
- любовь
- себялюбие
- эрос
- агапэ
- каритас
- философия любви
- тождество
- различие
- инаковость
- Другой
- гетерология
- love
- self-love
- Eros
- agape
- caritas
- philosophy of love
- identity
- difference
- otherness
- “the Other”
- heterology
Copyright
© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»