• Научная статья
  • 22 ноября 2019
  • Открытый доступ

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТИЧНЫХ СЮЖЕТОВ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ EXEMPLA

Аннотация

В статье рассматривается специфика использования античных сюжетов в средневековых западноевропейских сборниках для проповеди - exempla. Делается вывод о том, что античные сюжеты не столько переосмысляются авторами средневековых сборников, сколько используются в качестве наглядного нравоучительного материала наряду с другими сюжетами, такими как анекдоты из повседневной жизни, с целью обеспечения большей эффективности того или иного морального поучения. Отдельное внимание уделяется проблеме генезиса символического мировосприятия в Средние века.

Источники

  1. Августин Аврелий. Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия: сборник трудов и проповедей. СПб.: Библиополис, 2006. 508 с.
  2. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. 368 с.
  3. Корнут Луций Анней. Греческое богословие / пер. и предисл. М. М. Позднева. СПб.: Формика, 1999. 68 с.
  4. Мула С. Средневековые цистерцианские exempla: между филологией и историей // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2013. № 3 (33). С. 113-132.
  5. Ориген. О началах / пер., прим. и введ. Н. Петрова. Новосибирск: Лазарев В. В. и О, 1993. 383 с.
  6. Пастуро М. Символическая история европейского Средневековья / пер. с фр. Е. Решетниковой. СПб.: Александрия, 2012. 448 с.
  7. Поло де Болье М.-А. Визуальные образы средневековой проповеди // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2014. № 3 (38). С. 151-160.
  8. Поло де Болье М.-А. Сборники exempla на народных языках: новая публика? Новые функции? // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2013. № 3 (33). С. 75-97.
  9. Смирнова В. В. Монастырские сборники exempla XII-XIII вв.: введение в проблематику (Второе заседание научного медиевистического семинара при кафедре романской филологии, 12 декабря 2012 г.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2013. № 1 (31). С. 151-154.
  10. Смирнова В. В. Цистерцианские exempla на закате Средневековья: от истории к риторике // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2013. № 3 (33). С. 98-112.
  11. Топорова А. В. «Зерцало истинного покаяния» Якопо Пассаванти: границы жанра средневековой проповеди // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2011. Т. 70. № 3. С. 38-41.
  12. Хейзинга Й. Осень Средневековья / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; коммент., указатели Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 768 с.
  13. Bromyard J. Summa Praedicantium. Pars Secunda [Электронный ресурс]. Venice, 1586. URL: https://archive.org/details/ JohnBromyardSummaPraedicantiumParsSecunda1586/page/n561 (дата обращения: 27.08.2019).
  14. Gesta Romanorum / translation Ch. Swan. L.: George Bell & Sons, 1905. 472 р.

Финансирование

Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 18-011-01123 «Проблема сопряжения морали и религии в эпикурейской и стоической философии: сравнительный анализ полемического дискурса».

Информация об авторах

Кислин Константин Борисович

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 августа 2019.
  • Опубликована: 22 ноября 2019.

Ключевые слова

  • exempla
  • средневековая картина мира
  • христианская проповедь в Средние века
  • рецепция античной мифологии
  • монашеские ордена
  • medieval worldview
  • medieval Christian sermon
  • reception of ancient mythology
  • monastic orders

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)