• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

ПРОЕКТ КУЛЬТУРНОЙ ТЕОЛОГИИ В ФИЛОСОФИИ «РАДИКАЛЬНОЙ ОРТОДОКСИИ»

Аннотация

В статье исследованы перспективы восприятия идей «радикальной ортодоксии» в православной мысли, прежде всего - предложенного «радикальной ортодоксией» проекта культурной теологии. В качестве возможной основы для построения культурной теологии на православной почве автор рассматривает концепцию неопатристического синтеза Георгия Флоровского, а также некоторые идеи, связанные с паламизмом и имяславием. При этом указывается на принципиальные отличия когнитивного стиля православной теологии от западных теологических направлений, а также на терминологическую некорректность использования понятия «ортодоксия» в названии направления «радикальная ортодоксия». Вместе с тем отмечается наличие у православных теологов и радикал-ортодоксов общих задач, связанных с противостоянием идеологии секуляризма.

Источники

  1. Блейн 3. Завещание Флоровского // Вопросы философии. 1993. № 12. С. 80-86.
  2. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: метафизика и разделение христианского мира. М.: Языки славянских культур, 2012. 384 с.
  3. Милбанк Д. «Христианство возродится только в том случае, если будет стараться все заново переосмыслить по-христиански…» // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 210-284.
  4. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.
  5. Щипков В. А. От империи к империи: о поисках нового общественно-политического языка [Электронный ресурс] // Международные коммуникации. 2017. № 4. URL: http://www.intcom-mgimo.ru/2017-04/empire-quest-for-new-language (дата обращения: 10.11.2017).
  6. Щипков В. А. Отношение к 1917 году как показатель идеологических поисков в современной России // Тетради Русской экспертной школы: сборник статей. М.: Русская экспертная школа; Пробел-2000, 2017. № 4. С. 5-38.
  7. Щипков В. А. Язык и время: на каком языке мы будем разговаривать в XXI веке // Тетради Русской экспертной школы: сборник статей. М.: Русская экспертная школа; Пробел-2000, 2017. № 2. С. 113-118.
  8. Щипков В. А., Белжеларский Е. А., Мамаев Е. Е. Философские основания и пропагандистские практики идеологии трансгуманизма. М.: Русская экспертная школа, 2018. 128 с.
  9. Encounter between Eastern Orthodoxy and Radical Orthodoxy: Transfiguring the World through the Word / ed. by A. Pabst and Ch. Schneider. Farnham: Ashgate, 2008. 279 p.
  10. Milbank J. Sophiology and Theurgy: The New Theological Horizon // Encounter between Eastern Orthodoxy and Radical Orthodoxy: Transfiguring the World through the Word / ed. by Ad. Pabst and Ch. Schneider. Farnham: Ashgate, 2008. P. 45-86.
  11. Ward G. Radical Orthodoxy and/as Cultural Politics // Radical Orthodoxy? A Catholic Enquiry / ed. by L. P. Hemming. Aldershot: Ashgate, 2000. P. 102-130.

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31010.

Информация об авторах

Белжеларский Евгений Александрович

Русская экспертная школа

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 октября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • Г. Палама
  • Г. Флоровский
  • Дж. Милбанк
  • имяславие
  • культурная теология
  • неопатристический синтез
  • православие
  • радикальная ортодоксия
  • универсальная теология
  • G. Palamas
  • G. Florovsky
  • J. Milbank
  • onomatodoxy
  • cultural theology
  • neo-patristic synthesis
  • Orthodoxy
  • radical orthodoxy
  • universal theology

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)