• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

«СТРАСТИ ПО ИОАННУ» И. С. БАХА: АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СИНТЕЗА ИСКУССТВ

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме изучения взаимодействия музыки с другими видами искусств в эпоху барокко. Автором предложен анализ музыкального сочинения И. С. Баха с применением комплексной методологии: привлечение семантического анализа связано с определением универсальных общехудожественных приемов изображения и выражения, а метод синестетического анализа помогает наиболее полно раскрыть глубинный, не поддающийся точной вербализации смысл музыкального текста. Применение комплексной методологии при изучении музыки эпохи барокко, по мнению автора, позволяет глубже понять закономерности музыкального языка и раскрыть образ музыкального произведения далекой эпохи.

Источники

  1. Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1982. 383 с.
  2. Друскин М. С. Пассионы И. С. Баха. М.: Музыка, 1972. 87 с.
  3. Зейфас Н. М. Музыковедческое приношение // Музыкальная академия. 2000. № 4. С. 175-196.
  4. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5-ти т. М.: Искусство, 1964. Т. 2. Эстетические учения XVII-XVIII веков. 835 с.
  5. Камышникова С. В. Невербально-синестетический аспект музыкального восприятия (на материале инструментальной музыки барокко): автореф. дисс. … к. искусствоведения. Новосибирск, 2007. 22 с.
  6. Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века). Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2005. 392 с.
  7. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: учебное пособие для музыкальных вузов и вузов искусств. СПб.: Лань, 2006. 432 с.
  8. Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4-х т. / пер. с франц.; ред. Б. Э. Быховский, Г. Г. Майоров, И. С. Нарский. М.: Мысль, 1989. Т. 4 / ред. тома, авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколова. 556 с.
  9. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. 320 с.
  10. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / пер. с нем. Я. С. Друскина; под ред. и с послесл. М. Друскина. М.: Музыка, 1965. 723 с.

Информация об авторах

Кириенко Ирина Вячеславовна

Дальневосточный государственный институт искусств

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 29 октября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • взаимодействие искусств
  • семантический анализ
  • синестетический анализ
  • внемузыкальные компоненты
  • барокко
  • synthesis of arts
  • semantic analysis
  • synesthetic analysis
  • non-musical components
  • baroque

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)