• Научная статья
  • 31 января 2020
  • Открытый доступ

Проекции архетипов в фактуре фортепианных произведений Н. Метнера

Аннотация

Основной задачей автор ставит определение механизмов формирования тембральности фортепианной фактуры в произведениях Н. Метнера, которая впервые анализируется в аспекте образно-архетипической целостности. С этой целью выявляются внутренние формообразующие интенции в проекциях теории архетипов К. Юнга. Формулируются основные типы темброфактуры, коренящиеся в том числе в экзистенциальных структурах исполнительского бытия. Впервые в музыковедении для обоснования глубинных двигательно-слуховых связей в музыкально-исполнительском сознании привлекается методология синестетического анализа.

Источники

  1. Апрелева В. А. Музыка как фундаментальное выражение культуры и предвосхищение особенностей ее развития: автореф. дисс. … д. филос. н. М., 1999. 51 с.
  2. Будников В. В. Актуализация тембральных свойств фортепианной фактуры в исполнительском процессе: синестетический аспект // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 7. С. 145-151.
  3. Будников В. В. Тембральные свойства фортепианной фактуры в сказке ор. 20 № 2 Н. Метнера: синестетический аспект // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. С. 72-83.
  4. Галеев Б. М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. 264 с.
  5. Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2005. 392 с.
  6. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966. 220 с.
  7. Метнер Н. К. Муза и мода (защита основ музыкального искусства). Париж: YMCA-PRESS, 1935. 158 с.
  8. Мизюркина О. В. Синестетичность в творчестве И. Стравинского: ранний период: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Новосибирск, 2018. 28 с.
  9. Тютчев Ф. И. Стихотворения. Хабаровск: Кн. изд-во, 1982. 256 с.
  10. Юнг К. Г. Архетипы и коллективное бессознательное. М.: АСТ, 2019. 496 с.
  11. Юнг К. Г. Символы трансформации / пер. с англ. М.: ACT, 2008. 731 с.
  12. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий / пер. с нем. М.: Канон, 1996. 384 с.
  13. Юнг К. Г. Собрание сочинений: в 19-ти т. / пер. с нем. М.: Ренессанс, 1992. Т. 15. Феномен духа в искусстве и науке. 320 с.

Информация об авторах

Будников Владимир Викторович

Хабаровский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 11 декабря 2019.
  • Опубликована: 31 января 2020.

Ключевые слова

  • фортепианная фактура
  • темброфактура
  • образность произведений Н. Метнера
  • архетипическая интерпретация
  • исполнительский текст
  • синестетический метод анализа
  • piano texture
  • timber texture
  • figurativeness of N. Medtner’s compositions
  • archetypical interpretation
  • performer’s text
  • synesthetic analysis method

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)